воскресенье, 17 октября 2010 г.

MMO: Эмульгаторы


Эмульгаторы — вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей.
Последней каплей для написания этой заметки стало свежее интервью Главного Контент-Дизайнера GW2 Colin Johanson. Вот о чем он с восторгом говорит:
И, наверное, самый большой показатель для меня, насколько хорошо наш проект воспринимается не только игроками ММО, с которыми уже умеем отлично находить общий язык, но игроками, которые не любят MMO, или которые не вовлечены в субкультуру ММО. Насколько они действительно восхищены нашим проектом. Большое количество фанатов синглплеерных RPG, которым мы показывали наш проект, говорили: "Я бы никогда не купил MMO, пока вы не показали мне эту игру. Эту я куплю.". И вот это было для меня действительно удивительно, и действительно восхищает меня.
Наверное, вы уже догадались, что заметка будет злой.

А то как же. Объясните, зачем делать ММО, для тех, кто не любит ММО? Окей, вы не делали, допустим. Но почему радость людей, которые застыли в 1998-м году, как и сингловые RPG, восхищает вас? Я не знаю, может, ставший уже новостью номер один в ММО сообществе блог EA Louse не отрезвил еще разработчиков. Я, кстати, переводить его не буду, потому что мне противен Louse и его позиция, независимо от того, что он сообщил в своем блоге. Хотя сообщил он интересное.

Например то, что Bioware полностью провалилась. Что Джордж Лукас в шоке от состояния SW:TOR. И что в проекте, сожравшем уже сейчас триста миллионов долларов, главным достижением считается озвучка диалогов. Больше ничего интересного в "MMO от Bioware", на сегодняшний момент, нет. Я лично в это верю. Потому что Bioware прекрасно штампует один и тот же сюжет для однопользовательских RPG, и люди их покупают из года в год.

На здоровье.

Это проблема с другой стороны. Для меня она не слишком интересна. Пускай останется тем, кто считает, что у однопользовательских RPG есть какие-то перспективы. Что есть смысл в 2010-м году работать для людей, жаждущих слышать очередное признание в том, что только они могут опять спасти вот этот самый мир. Это не попытка ехидничать. Я просто не знаю, что еще может дать такая игра. Восторг и ощущение чего-то неизведанного и бесконечного от Fallout и Planescape: Torment лично у меня давно уже трансформировались в мечты об идеальной MMO.

Быть одному, гулять в чащах своей фантазии - это святое право каждого. И я на него не собираюсь посягать. Может, кто-то что-то придумает в этой области замечательное и невероятное. Что-то такое, чему ваши друзья помешают, не дадут насладиться. И поэтому нужно это сделать глубоко личным и субъективным. Потому что никому не объяснить.

На здоровье.

Но я хочу спросить у тех, кто тянет в изначально многопользовательскую игру людей, которые все это многопользовательское не переваривают. Я хочу спросить: "Понимаете ли вы, что чувствует человек, гуляющий в парке своих фантазий, когда на него из тумана выбегает очередной эксгибиционист или студент, рассказывающий о проблемах с сессией?". Потому что я понимаю. И могу сказать, что ни грамма положительных эмоций это не вызывает.

Пока вы в приватном режиме рассказываете человеку о том, что ваша ММО может быть еще и сингловой RPG, ответьте прежде всего для себя - а в чем она тогда ММО? Потому что в ММО человек должен быть готов к контакту. Он, контакт, разный. Не всегда положительный. Но тем ценнее находки правильного контакта.

И давайте не лукавить, потому что лукавства псевдо-одиночества я тоже насмотрелся предостаточно. Это когда человек как бы хочет быть один, но при этом вполне спокойно использует живое окружение для комфортного обустройства своего одиночества.

На здоровье.

Это тип контакта, к которому вы должны быть готовы. И это один из опытов MMO, который вы не обнаружите в сингле.


ММО, на мой взгляд, это такой же Храм, как сингловая RPG или любой другой уголок для человеческой души. Не нужно пытаться завлечь в Храм кого-то обманом или обещаниями того, что ему здесь будет так же комфортно. Не будет. Вместо этого Храм превратится в балаган. В цирк, где доверчивых зрителей обводят вокруг пальца дешевыми фокусами и обещаниями. Пускай каждый найдет свое место, в котором ему хорошо. Это здорово, с финансовой точки зрения, найти то место, где всем хорошо одновременно, и установить на нем турникет с продажей билетов. Но так не бывает. Не нужно радоваться чужим прихожанам. Возможно, это знак того, что ваша вера изменилась.

На здоровье ли?

9 коммент.:

Gmugra комментирует...

Заметка не злая, она ужасно депрессивная. И картинки такие же. Больше позитива в массы! Колин может ничего такого в виду и не имела :)

Anton комментирует...

Ат, ты не можешь знать, какие из характеристик сингловых РПГ привлекают тех людей, которым понравились показы GW2. Реакцией на высказывание "людям, которым не нравились ММО, но нравятся синглы, понравилась GW2", и превратил её в "в GW2 хотят добавить то, что лично мне не нравится в синглах".

На здоровье.

Но это некорректное логическое построение ;)

Anton комментирует...

Прошу в вышемнойнаписанном оборот "Реакцией на" заменить "Ты взял". Так будет значительно по-русскей.

Atron комментирует...

Ну, не знаю. Я брал оттуда, в основном, "которым не нравятся MMO". Я прекрасно понимаю, что это бизнес, что люди хотят расширить свою клиентскую базу. Ведь понятно же, что в том же WoW не так много от MMO. Что Massively она лишь формально, не по сути.

Я, собственно, почему и назвал их Эмульгаторами - потому что они, на мой взгляд, не исправить хотят что-то такое в ММО, что отталкивало от этого жанра какую-то категорию людей, а просто искусственно смешать несмешиваемое.

Исправлять в ММО намного больше, чем оставлять без изменений. Тут у меня сомнений нет. Но мне не называют рецепт. Что вот, мол, был такой изъян в ММО, который справедливо отталкивал часть людей, а мы сделали вот так и им понравилось.

Мое мнение такое. Заложенный сюжет, любой степени гибкости, есть диалог авторов с каждым конкретным игроком. Это не то, для чего существует Massivelly Multiplayer Online Games, на мой взгляд. Не для параллельных душещипательных бесед. Любая история игрока, возникшая при его взаимодействии с игровым миром и другими игроками, для меня во сто крат интереснее заложенных сценарных придумок. И чем более интересные истории позволит генерировать MMO-мир, тем значительнее будут достижения разработчиков в сфере MMO. Не в сфере зарабатывания денег, при всем уважении и понимании этой задачи.

И еще. Меня коробит, когда люди говорят об игроках MMO "с ними мы и так нашли общий язык". Они, блин, даже не вышли из простейшего общения жестами. И стоит напомнить об этом, хотя они тут это точно никогда не прочтут.

Anton комментирует...

Я кратко посмотрел интервью, там действительно об истории. GW2 выглядит ещё интересней :P (хотя я тебе уже хвастался в Скайпе их идеей "личных" кварталов, и ты тогда тактично промолчал, но слона не скрыть в чулане!)

PS А вот эти вот душещипательные беседы (в простонародье "чат"), разве не выигрывают от наличия катализатора (которым могуть быть новости, фильмы, другие игры, что угодно)? Не лукавство ли возводить их в ранг шарообразных бесед в вакууме? Голая система с богатством вариаций в состоянии занять, но в состоянии ли увлечь? Все эти обсуждения многовариантности, баланса и крафтинга - это же обсуждения скелетов, которые неприятны глазу, если на них нет сухожилий, мышц, жира и кожи.

Atron комментирует...

Вообще, про душещипательные беседы - это я про сюжеты, сшитые под каждого конкретного игрока. Но на вопрос, способна ли ММО своей голой механикой дать какой-то вменяемый сюжет, готов ответить утвердительно. Даже в такой пвп-ориентированной среде (бедной на иное кроме мордобоя взаимодействие), как EVE, всем интересны сюжеты игроков, сюжеты фракций неинтересны, никто их не обсуждает. Вокруг меня в H&H также происходит масса историй, маленьких и... очень маленьких. Пустячных, полубытовых. Но они мои и моих соседей, живых людей. Это еще очень робкие шаги в самом начале развития ММО, но все же.

Да ладно ЕVE и ХиХ, взять тот же WoW - кто там обсуждает сюжет и волнуется об интересах Орды или Альянса? И катализатором разговора это может стать, по-моему, лишь как любая деятельность внутриигровая.

Вот я писал о девушке, которая собрала невероятную коллекцию всяких зверушек и девайсов, сделала великолепную галерею. Вызвало бы это у нас интерес, будь это NPC? По-моему, нет.

Это не значит, что я считаю песочницу единственным выходом. Как я уже говорил, зачастую это просто попытка не испортить, переложив все обязанности по развлечению на игрока. Вот те же динамические события в GW2 - это отличная находка. Но если меня спросить, где бы я хотел такую находку обнаружить, в LA2 или WoW, я бы выбрал, конечно, LA2. За то, что она мне не рассказывала сказки и была намного более MMO, чем вторая игра.

Anton комментирует...

"Но если меня спросить, где бы я хотел такую находку обнаружить, в LA2 или WoW, я бы выбрал, конечно, LA2." - то есть, сценарные сюжеты могут обогатить игру, и лучше, если они применены к игре с большей свободой?

Что-то ты подрываешь эмульсионный настрой. И правильно делаешь!

PS А про девушку и NPC - разница есть, но небольшая. Я всё равно удивился бы, потому что в любом случае это придумал человек. Сидит ли он на зарплате - вопрос важный, но второй.

Atron комментирует...

Сценарные простые завязки - прилетел дракон, напали инопланетяне, прорвал водопровод - это же не сюжет, по-моему. Это триггер для внутриигровой деятельности, для объединения усилий незнакомых игроков. На мой взгляд, это уже намного ближе к механике, создающей вводные для возникновения событий, на основании которых, возможно, кто-то будет вечером в чате травить байки, чем к рассказыванию предустановленных историй.

Anton комментирует...

В синглах тоже высшим классом считается уход от предустановленных историй. Игроку даются опорные точки (а то и их сеть, как, по твоим словам, любили делать Black Isle), между которыми он строит свой сюжет.

Я бы не хотел, чтобы выбрасывалось лучшее в погоне за новым.

Отправить комментарий