воскресенье, 21 ноября 2010 г.

MMO: Ну, за новую эпоху?


Недавняя новость о том, что бесплатный доступ для купивших Final Fantasy XIV продлен еще на месяц и Square Enix всячески пытается восстановить подорванное доверие аудитории, может быть первым дуновением ветра перемен в индустрии. Потерять аудитории стало не просто, а очень просто.

Сам мир ММО настолько резко расширился, что перед игроками уже нет никакой развилки. Есть если не бескрайние горизонты, то свободное поле выбора.


Да, у игроков все больше выбора. Часть проектов, в прошлом базировавшихся исключительно на основе ежемесячной подписки, перешли в формат "free to play". И представители Square Enix уже поговаривают о том, что для восстановления доверия они также могут применить эту схему.

Что особенно интересно, так это сюрпризы с бесплатным доступом, пришедшие из самой консервативной части, отчаявшейся, видимо, тягаться с WoW. Что общего в прошлом между EQ2, LotRO и WoW? Правильно - безумная смесь покупки обновлений и ежемесячной подписки. Guild Wars показала прекрасные финансовые результаты, продавая только коробки с начальной игрой и обновлениями, не беря при этом деньги в виде подписки. EVE-online демонстрирует тоже вполне стабильный рост с зеркальной схемой, при которой игра не стоит ровным счетом ничего, как и бесконечное количество довольно серьезных обновлений, ожидая просто своевременную оплату своего сервиса каждый месяц.

Обе схемы выглядят вполне логичными и справедливыми. Мне как раз намного сложнее верить в бесплатную игру, пускай она такая инновационная и интересная, как Haven&Hearth, но на элементарный выделенный сервер для которой бедняги разработчики копят пожертвования годами. Я люблю H&H всем сердцем, но она заставила меня вспомнить худшие времена бесплатных линеечных шардов под управлением вечно занятых студентов-энтузиастов с бесконечными ожидания возможности поиграть между падениями сервера.

Так вот, когда я вижу очевидный источник дохода разработчиков, я верю в игру и в его мир. Но когда для того, чтобы поиграть в актуальную версию заинтересовавшего меня проекта, я должен купить игру и все дополнения за отдельные деньги, а потом еще платить ежемесячную подписку, меня такая схема ставит в тупик. Конечно, это все выглядит как классный подарок, и я был рад несколько лет назад смотреть на радость своего сына, получившего в день рождения Battle Chest. Но когда сегодня, за пару недель до выхода дополнения Cataclysm, мне предлагают то же самое по той же цене, потом еще предлагают купить
Wrath of the Lich King, и в итоге я, заплатив $80, то есть цену практически полугодовой подписки на любую MMO, получу заведомо устаревший продукт... возникают вопросы.


Когда, о чудо, несколько проектов, исповедующих точно такую же схему, переходят на схему F2P, и один из них сообщает об удвоении доходов, я понимаю, что вопросы были не только у меня. С другой стороны, похоже, у подписчиков WoW этих вопросов не возникает.

Кто-то может справедливо заметить, что в коробках с WoW я покупаю контент. Раз у меня его нет еще, значит, он для меня новый. Хорошо, тогда за что я должен платить $15 в месяц? За сервис? А сервис в чем? В предоставлении возможности играть по сети? Но без этого сама суть предлагаемого содержимого, как наполнения ММО, теряется.

Интересно посмотреть на то, что принесет новая эпоха. Будет ли WoW в ней диназавром или скалой, равнодушно смотрящей за сменой эпох и движением ледников вечно.

9 коммент.:

Den комментирует...

Ну кстати Близзард тоже не стоит на месте. Вон, для SC2 они добавляют возможность купить игру и играть без ежемесячной абонплаты. Посмотрим, насколько эти перемены затронут WoW.

Atron комментирует...

Угу, введя вначале абонплату за то, что раньше ее не требовало. :) Это как взять в заложники, отпустить и остаться добрым человеком в итоге.

Хотя, как мне показалось, со Старкрафтом там не все так однозначно. Вроде, все дело в версиях для неразвитых рынков, где цена отличалась от европейской и северо-американской. То есть все, что они сейчас делают с предложением получить и играть без ежемесячной оплаты, это попытка дробрать денег у папуасов до все тех же $59, за которые они продают коробку с неограниченным доступом в цивилизованных землях. Но могу ошибаться, конечно.

Gmugra комментирует...

Это все немереная жадность.

Cколько там выпустил Blizzard экспаншенов для WoW c 2004 года? - Три ? Но если 10кк+ леммингов платят, то почему бы не брать деньги?

ССP хватает 300к подписчиков чтобы выпускать 2 экспаншена в год для EVE, причем очень серьезных: с массой функциональных и контентных изменений всегда. Количество изменений, которые внесены в игру с момента ее запуска в 2003 просто громадно. Т.е. для мен ялично вполне понятно сколько денег нужно зарабатывать чтобы очень интенсивно разивать проект. На доходы WoW можно выпускать две ААА игры ежегодно, а не одно дополнение раз в 2 года.

Atron комментирует...

Гму, вопрос даже не в том, сколько можно заработать. Ну его, чужой кошелек. Я смотрю в свой и не понимаю, зачем мне надо выкладывать в декабре более сотни долларов, чтобы просто оценить геймплей и контент MMO в полной мере. Хотя, может, я где-то ошибаюсь, но вон они все экспаншены по прежней цене в магазине близзарда.

И, опять же, сейчас вот LotRO, став F2P, выпускает новый экспаншн:

"Rise of Isengard введет в игру 3 новых региона - Dunland, Gap of Rohan и Isengard (включая жилище Сарумана - Tower of Orthanc). Что касается наполнения новых зон, то там будет присутствовать контент для персонажей средних и высоких уровней (включая инстансы и карты Skirmish). Также будет усовершенствована система косметических изменений внешности - в ней появятся новые типы экипировки и слоты под них, а также долгожданные социальные петы."

Все вдруг стало бесплатным. И сам аддон, как я понимаю, и никакой абонплаты.А еще год назад будьте добры и за аддон, и ежемесячно. Странные они какие-то.

Gmugra комментирует...

Я воспринимаю как некую тенденцию, когда загибающийся проект переводят на модель F2P. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Anton комментирует...

Вообще, брать деньги за календарное, а не игровое время - зло. Да и за игровое жалко давать, но в этом был бы хоть какой-то смысл :) И вообще, время - деньги, поэтому я им даю своё время, а они мне должны (должны!!) давать за это деньги ;) А так и то, и то давать? Бинакладно.

Atron комментирует...

Гму, я согласен с твоим тезисом о том, что в основном переход на модель F2P - это спасение не самых успешных проектов. Вопрос здесь немного в другом - можно ли вообще будет повторить успех WoW? У меня лично есть на этот счет большие сомнения. Когда я сейчас говорю о любом из многообещающих проектов, у меня в голове висит не менее двух его альтернатив. И они разные во многих деталях. Давай перечислим альтернативы WoW, исключив его менее успешных близнецов. Хардкорная EVE-online? Lineage-2, в которую массовый европейский пользователь играть не будет? Что-то я больше ничего особо не припомню.

Gmugra комментирует...

Я не знаю можно ли будет повторить успех WoW. WoW сидит на, на самом деле, узкой нише очень казуальной, почти соло игры. Выбить его с этой ниши очень сложно, потому что нужно выдать хотя бы сравнимый уровень сервиса и качества в чем Blizzard крайне сильны.

Другой вопрос - а зачем? EVE является примером вполне успешного абсолютно хардкорного проекта, который никогда не соберёт огромной аудитории в силу своей сути. EVE прекрасный пример того как можно сделать имя и безбедно существовать будучи настолько НЕ WoW, насколько это вообще возможно :)

Не нужно гнаться за миллионами подписчиков, нужно делать хорошие игры. А не строгать WoW подобный шлак год за годом. А подписчики - они оценят, на хлеб с маслом хватит.

Atron комментирует...

Гму, ты говоришь примерно о том же, о чем и я, по-моему. EVE не столько хардкорный, сколько нишевый проект. И я как раз думаю, что сейчас пойдет неизбежная сегментация большой аудитории по нишевым проектам. WoW попал в очень интересный период, когда аудитория выросла, а предложение в виде новых проектов - нет. Затем была допущена новая ошибка - часть проектов погналась за WoW, пытаясь его копировать и не имея шансов на успех изначально. Потому что WoW при этом неспешно выпускал новые обновления, а догоняющим надо было пройти весь путь WoW с самого начала, набирая аудиторию с нуля и наполняя проект контентом, который по интересности и разнообразию должен был превзойти то, что делает одна из самых крупных и богатых игростроительных компаний.

Отправить комментарий