вторник, 20 сентября 2011 г.

MMO: Проза игры


Хотя ArcheAge в общих чертах показал уже силуэты системы игровых сообществ нового типа, в которой игрок может находиться в нескольких коллективах одновременно, новости из Guild Wars 2 все равно застали меня врасплох. При загрузке персонажа Arena.net обещает нам выбор гильдии, в которой игрок хочет состоять... в данную игровую сессию. Таким образом, при следующей загрузке над головой вашего персонажа может оказаться уже совершенно иной логотип, а чат разразится радостными приветствиями от совершенно иных людей. Или не разразится, потому что за все нужно платить?

Сторонники такого нововведения справедливо замечают, что апологетам безальтернативных дружеских связей ничего не мешает создать определенные условия приема людей в свой коллектив. Что предложенный подход добавляет свободу в жесткую и безальтернативную до этих пор систему внутриигровых сообществ. Что, в конце концов, такая система уже была введена в Final Fantasy XI и мир не перевернулся.

По большому счету, я с этими доводами согласен. Не в последнюю очередь потому, что до сих пор не понимаю, что такое, к примеру, гильдия в том же World of Warcraft и какая функциональность отводилась ей разработчиками.

Как известно, наша команда пришла в Азерот уже сформировавшимся в других проектах коллективом. За время нашего пребывания в WoW к нам присоединилось несколько очень интересных ребят, но произошло это исключительно благодаря нашей активности... в этом блоге. Никакого отношения к игре, кроме темы общих текущих интересов, которая позволила нам обратить внимание друг на друга, наше знакомство не имеет. Сейчас мы продолжаем намного больше общаться за пределами игры, чем в самом виртуальном мире. Если бы мы оставили все на уровне текущих внутриигровых связей (а так и зарождались взаимоотношения внутри костяка Seven Crafts), думаю, интерес бы быстро угас, а от той атмосферы, которую я ценю, просто не осталось бы и следа.

Не потому что мы стали хуже, менее интересны друг другу. И не потому, что с новыми ребятами нам не хочется знакомиться намного более активно и плотно. А потому что нет внутриигровых точек соприкосновения. Вернее, они есть, но представляют собой довольно простые игровые сеансы заведомо небольшой длины.

Мы пришли в этот конкретный игровой мир отдохнуть, расслабиться и просто, надев гавайские рубашки, развлечься. Стоит ли удивляться, что ощущение игрового отпуска, отсутствия хоть каких-то по-настоящему интересных долгосрочных целей здесь чувствуется постоянно? Но тогда не стоит удивляться и тому, что самой большой мечтой сейчас для нас стал поиск другого, намного более интересного проекта.


На этих выходных Мифри подозвала меня к своему монитору и сказала: "Смотри, перед нами игра, которую называют ММО. Для того, чтобы я прошла сложный квест, мне не нужно звать кого-то из вас. Знаешь почему? Мне выдали четырех NPC-помощников." Фазинг и прочая прелесть, стимулирующая развитие одиночных сюжетных норок в, казалось бы, общем игровом мире усугубляет ощущение того, что ваши согильдийцы не более чем соседи по чату, но никак не участники общего приключения.

Справедливости ради нужно заметить, что система уровней гильдий, гильдийские испытания и прочие стимулы объединения именно членов конкретного внутриигрового сообщества действительно вознаграждают за совместные действия. К сожалению, мне это видится хотя и приятной, но весьма грубой штопкой той явно недружелюбной к совместным действиям ткани игры, из которой и сшит основной геймплей. Так, может, Arena.net в этом плане намного честнее со своими будущими игроками?

Ведь парадокс заключается в том, что мы лично воспринимаем любую попытку присоединиться к нашей команде, как начало большой дружбы, большого, практически бесконечного, совместного путешествия. И с этими критериями мы подходим к выбору спутников, тогда как ничего такого реально в этой игре мы предложить людям не можем. Связи в таком мире легковесны, а интересы краткосрочны. У кого в календаре "событие" поближе, членом той команды и выгодно быть сейчас. Проза жизни. Или лучше -- "проза игры".

Команды в подобных играх превращаются во что-то более простое. Вот мы, к примеру, довольно долгое время хотим попробовать рейтинговые поля боя, но нам совсем чуть-чуть не хватает постоянного онлайна. Разумеется, нам интересны взрослые, вежливые и уравновешенные (желательно, конечно, еще более уравновешенные, чем мы сами) люди, которых мы высматриваем на том же Тол Бараде. Другими словами, есть конкретный аттракцион и мы хотели бы им себя развлечь. Текущий уровень взаимоотношений в команде, дружба с совместными походами в горы, ежедневные посиделки в скайп-чате и тимспике с разговорами на всякие темы, от политики до новостей науки, тут совершенно не нужны. Но команда уже такая, какая есть. Мало того, именно благодаря тому, какая она есть и что мне способна дать, я вообще играю в ММО. В очередной раз могу сказать, что те люди, которых мы нашли в этой легковесной экскурсии по Азероту, пускай сам WoW здесь был лишь поводом, это главное и действительно большое достижение, за что я искренне благодарен проекту Blizzard.


Когда-то я задал Пихте каверзный вопрос: "Мне это кажется, или mmo-блогосфера пропитана одиночеством?" И хотя там мы друг друга не совсем поняли, я все же хотел бы сейчас к этой мысли вернуться. Мне нравятся тексты и рассуждения многих ребят в той блогосфере, которую я открыл для себя год назад. Мне интересны авторы. Как люди. Как мечтатели. Как творческие личности. Я понятия не имею, какие у них персонажи, какого уровня и что могут показать в плане внутриигровых умений. Мы, с интересом открывая заметки друг друга, иногда ссылаясь друг на друга, уже находимся в некой связи. Она поверхностная, но она есть. Я рад еще одному такому кругу знакомств, и все же мне решительно непонятно, почему эти люди так часто одни.

Возможно, поэтому я намного быстрее понял Алену с Сергеем, авторов блога "MMO глазами семьи". Даже не понял, а почувствовал это "мы", которое присутствует в большинстве текстов. Это "мы", пускай очень камерное, семейное, а теперь, надеюсь, еще и более широкое уже в рамках нашей компании, для меня является чуть ли не обязательным условием, без которого ММО полностью теряет вкус.

ММО -- это прекрасный повод дружить, повод быть вместе. Повод, а не причина. Это "мы" каждый отмеряет по-своему, оно не поддается нормализации и универсальной дозировке. Это просто ровно такое количество людей, с которыми тебе хорошо, с которыми ты хочешь проводить свое свободное время.

Но есть ситуации, или конструкции игр, при которых внешние причины начинают диктовать условия объединения, или напротив -- дробить ваше субъективное "мы". Группа на четыре-пять человек. Рейд на двадцать пять. Подземелье -- снова на пять. И квесты, каждому свой в зубы. В определенный момент вам уже не нужен человек, с которым вам будет интересно, вам нужен второй танк и еще пара хиллов. Вам нужно "двадцать пять".

Что думает тот, кто управляет персонажем нужной специализации, не так уж и важно, потому что как в пределах, так и за пределами рейда это не имеет ровно никакого значения. Его мировоззрение ни на что не влияет. Но это также может означать, что за пределами рейда вам этот человек будет совершенно неинтересен. И значит игра, как повод для взаимоотношений, не состоялась. Она лишь позволила убить скуку и время.

Как известно, идеальных решений не существует. У каждого из них есть свои хорошие и плохие стороны. Вольное отношение к своей "игровой прописке" действительно больше подходит играм, не оперирующим долгосрочными целями. Позволяет проще заводить знакомства. Не обижать тех, кто сейчас не может с вами быть часто, своим необратимым уходом. Не обижаться на них в пустом чате. Но, как всегда, боюсь, за это придется заплатить отсутствием всего того, что радовало бы вас на фоне описанных неудобств эксклюзивной дружбы. Тем, что вы можете почувствовать, когда очень хороший человек выбирает среди сотен достойных команд именно вашу. Тем, что вы чувствуете, когда в пустой чат врывается жизнь, знакомые ники и голоса. Наконец, уверенностью в том, что чат разразится действительно радостными приветствиями при вашем появлении.

6 коммент.:

Andre комментирует...

3 (три!) няшки-симпатяжки в иллюстрациях всего к одной заметке!
Концентрация прелести превышает все возможные нормы.
Переполнен умиротворением. Спасибо, Ат :)

Anton комментирует...

А первый из этих, как их там, Псов? Или другое?

Анонимный комментирует...

> 3 (три!) няшки-симпатяжки
Мэдсен, Кейтель и Бушеми? :)

Gmugra комментирует...

Нет, вот AT душевную заметку написал. Для подумать. А вы о чём? - О картинках! :)

Anton комментирует...

> Для подумать. А вы о чём?

Ну вот мы и думаем - о заметке, а трепёж развели - о картинках. Всё логично.

Nobian комментирует...

Просто удивительно всё совпало, как раз накануне в своей статье, первой попытке писать о wow, затронул ту же тему: http://gmbaza.ru/threads/01-Альтернатива.590/

А пока временно не работал инет написал вторую статью, посвященную данной Вашей заметке: http://gmbaza.ru/threads/02-Привет-соседям.591/ ))

Правда возникли трудности с форумом, админа нет, выложил всё сначала с чуть исправленными ошибками))) Хотя более, чем вероятно, что статьи мои не очень удачны в своей теме и слоге…)Хотя поглядим.. :)

Отправить комментарий