среда, 21 сентября 2011 г.

Foldit: Игра про белок


Можно ли превратить научный процесс в увлекательную игру? Добровольцы со всего мира уже давно предоставляют доступ к мощностям своих компьютеров для решения сложных математических и физических задач. А что если к решению научных головоломок привлекать не только железяки, но и самих пользователей? Может даже любителей компьютерных игр?

Большой успех игры о белках показал - это работает!



“Что это?” - спросите вы. - “Где же милые рыжие пушистики?” Но сегодня речь пойдёт о других белках. Тех, которые являются одной из основ жизни на Земле.

Определение трёхмерной структуры белков является одной из важных задач современной молекулярной биологии. Это позволяет эффективно подбирать лекарства, корректировать наследственные заболевания и многое другое. С развитием компьютерного моделирования, складывание трёхмерного оригами из аминокислотных ниточек упростилось, но разрешение неопределённостей и отсечение тупиковых вариантов по-прежнему требуют человеческого вмешательства.

В Вашингтонском университете создали игру FoldIt, превратив процесс моделирования структуры белков в онлайн-головоломку, доступную для понимания широкому кругу далёких от биохимии людей.


Для игры не требуется каких-то особенных знаний. Молекулы представлены в виде набора элементов, которые взаимодействуют друг с другом по определённым правилам. Свойства элементов и правила по-простому объяснены в обучающей части. A стремится приклеиться к B, но отталкивается от C. В результате пользователь получает трёхмерный паззл.

“Сложи это!” - призывает название игры. Программа предлагает игроку лучшую из известных моделей какого-либо белка и небольшой набор инструментов для её изменения: можно дёргать, тянуть и переворачивать элементы. Цель игры - сложить ещё более стабильную и энергетически выгодную для молекулы структуру. Эти параметры просто и прозрачно отражены в получаемых очках. Сложили хорошо - плюс, развалили молекулу вдребезги - минус.

Игроки могут объединяться в группы для более эффективной работы над одной моделью. Лучшие результаты каждого участника складываются вместе и становятся доступны всем остальным.

И вот недавно опубликовали статью, рассказывающую об успехе игроков FoldIt. Они решили головоломку одного из ретровирусных белков, автоматическое моделирование которого зашло в тупик. Промежуточный результат предоставили игрокам и группы Contenders и Void Crushers нашли успешное решение за 10 дней. Учёные подтвердили положительный результат их игры на практике с помощью рентгеновской кристаллографии. Возможно, знания о структуре этого белка пригодятся для разработки новых противовирусных препаратов.


Этот материал перекликается с недавней заметкой в замечательном блоге Charge! Компьютерные игры всё теснее переплетаются с повседневной жизнью, начиная с простых развлекательных элементов и заканчивая научной деятельностью. Как знать, может быть со временем каждый сможет в простой и доступной форме заняться наукой в игре у себя дома?

3 коммент.:

Палыч комментирует...

Когда-то я даже научную работу на тему молекулярного докинга писал. А уж сколько с autodoc под линуксом любовью занимался, сейчас подумаю - страшно становится. И самое что интересное - все зря! Нет уж, к черту эти кластеры. Лучше мы чем-нибудь другим в свободное время займемся.

Рунольв комментирует...

Вау! Класс! Коллективный разум в действии!

Anton комментирует...

Да, молодцы. Обернуть необходимость мыслить в полу-игровую / полу-полезную (мотивация!) форму, и можно привлечь много людей на решение важных задач.

Ещё недавно мелькало объявление crowdsource-игры, где надо было обучать ИИ забугорных ВМС методам обнаружения подводных лодок, но я их сайт так и не смог открыть (цензура? :)). И ещё есть игра, где, наблюдая разыгрывание сцены между двумя случайными игроками, ИИ постепенно обучается вести себя по-человечески.

Непаханое поле!

Отправить комментарий