понедельник, 6 августа 2012 г.

Холодный Кофе: Перемирие в засуху


Поразительное единодушие, царящее на страницах различных блогов, настраивает на добродушный лад даже при написании материала для этой саркастической колонки. Но я обещаю с собой бороться. Виновниками воцарившегося перемирия стали числа из отчетов и гениальные решения маркетологов, которые опять  "все правильно делают", несмотря на то, что до этого "все сделали не так". Ну, вот, я же обещал исправиться. Поехали.


Отовсюду слышится про "закономерный исход" или "неожиданно". Пожимаю плечами.

Но это тема для заметки в августе 2012 года, когда пойдет первая волна слияния SWTOR-серверов.
Atron. 12 декабря 2011 года.

Как видите, я оказался чересчур оптимистичным в своих оценках. Но заметку-то обещал написать. Август на дворе.

Free to Play, конечно, не приговор. Например для Salem с их изначально небольшой аудиторией и перманентной смертью, за которую игроки точно не захотят делать ежемесячные взносы, не устраивая истерик "после смерти". А для SWTOR с их затратами, IP и апломбом -- это однозначный приговор без права на помилование. И немой вопрос в глазах поклонников Star Wars Galaxies: "Может, включите серверы снова? У них же еще процессоры даже толком остыть не успели..."


SWG, как известно, считается обладательницей одной из самых драматических, неудачных судеб среди всей MMO-семьи. Хотя ее приемные родители поступали с ней крайне нехорошо, и умерла она не своей смертью, чтобы расчистить дорогу своей, предположительно на тот момент, более успешной младшей сестре, жизнь ее длилась... восемь лет.

В первый год, при всех технических проблемах на старте, проект сохранил позиции в районе 300 000 подписчиков. Это, напомню, от лета 2003-го до лета 2004-го. Ровно год проект держал стабильные позиции, слегка обогнав DAOC и UO, которые своих подписчиков тем временем вовсе не потеряли. Никаких истерик "мы убьем эту UO" и прочих прелестей современного пиара.

Затем со средины 2004-го до средины 2005-го наметилось снижение подписчиков. Вот сосредоточьтесь. Это был второй год игры. Снижение произошло до... о ужас... 250 000 человек. Впрочем, проблемы у проекта продолжались, в том числе и из-за неоднозначных решений авторов. К средине 2006-го года их количество уменьшилось до 200 000. Если взять за основу стандартную величину абонплаты в $15 и средний показатель подписчиков за три года в размере 250 000 человек, то получается, что за упомянутый промежуток времени проект принес $135,000,000. Сто тридцать пять миллионов долларов (прописью) -- это очень неслабо для любой игровой студии, даже с учетом поддержки инфраструктуры, роялти по IP и постоянного продолжения разработки новых возможностей проекта. И они могли бы продолжать зарабатывать дальше, даже потихоньку теряя подписчиков, если бы потом не произошла совсем грустная история с NGE, о которой я уже рассказывал.

Постойте! Они ведь и продолжили. Проект брал деньги за подписку до лета 2011 года, продержавшись на средней отметке в 70 000 подписчиков. То есть приносил своим создателям даже после тотального фиаско еще немногим более одного миллиона долларов в месяц на протяжении четырех лет.


Назад в 2012: пышные анонсы, поиски убийц кого-то, падение аудитории в разы за несколько месяцев. Вам не кажется, что этот мир слегка сошел с ума? Все хотят вырастить мамонта из прошлого, способного жить многие годы, но получаются в основном какие-то хлипкие бабочки. Раздави ее, и даже Бредбери не заметит. Вот так и состоялся анонс The Secred World, чего-то, возможно, вполне приличного, что по какой-то неведомой причине хотело показаться MMO. Наверное, чтобы кофточки продавать. Не в этой жизни. Более незаметного старта проекта я даже не могу припомнить.

Но все, конечно, ждут, что же будет с Guild Wars 2, обсуждая кто кого -- WoW ее, или наоборот. Мне кажется эта тема странной. Нет, не потому что GW2 продается по другой схеме. Какая нам разница, по какой схеме она продается? Нам важно, во что мы будем играть. И вот, при всем уважении к, вся радость вокруг Пандарии заключается в... объявлении числа ее выхода. Остальное умещается в паре заметок, от силы. Не потому что люди, пишущие о WoW, какие-то бесталанные, а потому, простите, писать особо не о чем. Если бы новое дополнение от Blizzard содержало пускай десятую часть того, что хранится в недрах Guild Wars 2, уверен, блоги бы разрывались заметками даже в сонном августе. Но люди все равно пойдут в WoW. Не ищите здесь логики. Это эмоции, это привязанность, это привычка.

Так бывает и, наверное, так и должны жить мамонты -- во многом благодаря своему весу. Новичкам же придется запастись терпением и постепенно набирать собственный вес, помня, что срок жизни хорошего проекта и вашей игры в ней -- многие годы.

38 коммент.:

DimSKnZ комментирует...

Вообще я гв2 сам жду, а можно насчет этого уточнить "Если бы новое дополнение от Blizzard содержало пускай десятую часть того, что хранится в недрах Guild Wars 2, уверен, блоги бы разрывались заметками даже в сонном августе"
Что ж действительно такого хранится в недрах гв2, что даже десятая часть аддона для вов этого не содержит? Я без провокаций, просто интересен развернутый ответ)

Насчет SWG я полностью согласен с автором.

arykalin комментирует...

Насколько я понял СВТОР все таки перешел не на полный ф2п, а на что то вроде той же ГВ, т.е. праздновать победу пока рано )). Правда лично я вообще не понимаю что вы находите в этих парках, ну да это так, офтоп.

Moderix комментирует...

Пышные анонсы связаны с тем, что игроки просто зажрались и с каждым разом всем хочется всё более экзотичного. Натурально зажрались. Не скажу, что это плохо, но это так. Стали более требовательны. Вот издатели/создатели и пытаются старую конфету полить стареющим сиропом и завернуть это в яркий фантик. А некоторые даже не конфетку туда суют, а сами-знаете-что. Secret World был(упокой Лавкрафт его душу)слишком нишевым, чтобы с помпой рекламировать. Кого бы этот проект мог заинтересовать - и так о нём узнали. Но их крайне мало. А GW2 и WoW вообще не конкуренты, те, кто хочет играть в WoW - будут в него играть. Те, кто хочет в GW2 - будут в него. Но от скуки будут-таки выбираться в другие миры, чтоб посмотреть, если эти миры не сдохнут после фееричного старта.

P.s. Всё написанное выше является исключительно оценочным суждением и не претендует на звание конечной истины.

Atron комментирует...

@DimSKnZ

>Что ж действительно такого хранится в недрах гв2, что даже десятая часть аддона для вов этого не содержит? Я без провокаций, просто интересен развернутый ответ)

А он уже был: http://www.mmozg.net/2012/02/gw2_24.html :)

Atron комментирует...

@Moderix

>Пышные анонсы связаны с тем, что игроки просто зажрались и с каждым разом всем хочется всё более экзотичного. Натурально зажрались.

Тоже не претендуя на истину, хочу все же заметить, что, на мой взгляд, ситуация ровно противоположная. В индустрию пришли люди, которые не очень разбираются в том, что им нужно. Вот здесь роль рекламы вырастает существенно.

Старые проекты, включая упомянутый SWG, значительно более комплексные, куда более глубокие во всех отношениях миры. После них то, что сейчас творится на рынке MMO, кажется, мягко говоря, недоразумением.

Avicorn комментирует...

>> После них то, что сейчас творится на рынке MMO, кажется, мягко говоря, недоразумением.

Atron, имхо не только в ММО. Буквально недавно был анонс игры, которую сами создатели позиционируют, как чуть ли не идейного продолжателя Dungeon Keeper (была такая необычная стратегия-симулятор). При этом я посмотрел ролик, и как бывший игрок вижу, что это мало того, что "не то", так это еще и шлак полный. Т.е. новая игра предлагает возможностей меньше, чем древняя, сделанная еще под DOS.
Взять тактики, мой любимый X-COM Apocalipce. Сколько после этого тактик вышло, и "идейных продолжателей" (UFO:A*), и просто. Но именно по тактической составляющей эта древняя, бажно\порезанная (прижали издатели и "на золото" ушла бета) игра уделывает как идейных продолжателей, так и более новые игры.
Аналогично по тактикам старый JA уделывает на голову JA:3D.
Пятой цивилизации потребовалось целое отдельное платное дополнение, чтобы добавить религию, которая была еще в первой. А дипломатии и шпионажа нет до сих пор, и врядли будут. Аналогично как и всей механики, связанной с глобальным потеплением и загрязнением. Зато графика такая, что моя машинка, которая вытягивает Кризис на высоких настройках - тормозит.
Т.е. такая лажа происходит в целом по рынку - старые игры в среднем глубже и предоставляют больше возможностей именно в том, в чем должны. А новые - пытаются всех уделать красивой графикой, за редким исключением.

Atron комментирует...

@arykalin

>Насколько я понял СВТОР все таки перешел не на полный ф2п, а на что то вроде той же ГВ

Нет, он перешел на полный free to play. Информация о том, что за игру придется платить $15, это домыслы людей, читавших текст по диагонали и не понявших, что это "first step towards adding the new Free-to-Play option this fall".

Atron комментирует...

@Vrangelbaron

>Атрон я только об этом сказал, общественное мнение масс управляемо

Нет, оно не управляемо. И оно не будет слушать аргументы. Оно будет носить тебя на руках до тех пор, пока твое мнение льет воду на их мельницу, а как только случится что-то другое, оно закроет уши и начнет кричать громко "ла-ла-ла-ла-ла". В лучшем случае. Даже если вчера говорило "как же вы верно все подмечаете". А в худшем обидится на тебя до глубины души. Просто за то, что твое мнение и аргументы пошли в разрез с неким общественным мнением.

На каждое мнение найдется тот, кто его поддержит в каком-нибудь блоге. Это чувства, эмоции, инерция мышления, если угодно. Человек может размышлять, а может рефлексировать.

Avicorn комментирует...

>Насколько я понял СВТОР все таки перешел не на полный ф2п, а на что то вроде той же ГВ

На сколько понял я, модель примерно такая же, как у Aion в их Европах. Кто хочет - играет в f2p, но с драконовскими ограничениями, типа ограничения по наличке, увеличенного кд на данжи, урезанного опыта, отсутствия возможности создавать гильдии и т.п (целый список). Кто не хочет - платит подписку как раньше, и имеет нормальный полный доступ. Игроки, которые платили подписку раньше - получают соответствующее звание и какие-никакие плюшки. И плюс к этому всему - магазинчик Бо.

Анонимный комментирует...

>Пятой цивилизации потребовалось целое отдельное платное дополнение, чтобы добавить религию, которая была еще в первой.

Не было. Храмы и кафедралы просто увеличивали количество счастивых людей в городе. Но основную мысль я поддерживаю. :)

Анонимный комментирует...

>Кто хочет - играет в f2p, но с драконовскими ограничениями, типа ограничения по наличке, увеличенного кд на данжи, урезанного опыта, отсутствия возможности создавать гильдии и т.п (целый список). Кто не хочет - платит подписку как раньше, и имеет нормальный полный доступ. Игроки, которые платили подписку раньше - получают соответствующее звание и какие-никакие плюшки.

А чем тогда отличается полный ф2п? Так переходили на ф2п все бывшие п2п: дд, лотро, еку2, аок. Список чем урезают может варьироваться от игры к игре, но принцип: за подписку - как раньше, бесплатно - хуже - у всех одинаков.

>Пятой цивилизации потребовалось целое отдельное платное дополнение, чтобы добавить религию, которая была еще в первой.

Не было религии в первой или объяснитесь.

>А дипломатии и шпионажа нет до сих пор, и вряд ли будут.
Шпионаж появился в этом же дополнении. О качестве дипломатии можно спорить, но как факт она была в исходной цив5.

Принцип перехода на ф2п непонятен - можно будет бесплатно пройти фишку игры - солокомпании с сюжетом и звуком, но за рейды придется платить? Или они уже изменили свое позиционирование свтора на general mmorpg?

Atron комментирует...

>Принцип перехода на ф2п непонятен - можно будет бесплатно пройти фишку игры - солокомпании с сюжетом и звуком, но за рейды придется платить?

Ал, так в этом-то и весь маразм. Он никуда не делся. Сначала за солокампанию, как основную фишку проекта, требовали подписку. Хотя очевидно там просился b2p изначально. Потом ее сделали общедоступной для f2p и бредят микротранзакциями. Почему? Потому что у других так. То, что успешные f2p модели должны завлекать долгим геймплеем на годы, никто думать не хочет. Но, с другой стороны, почему люди, изначально не видевшие очевидных изъянов в структуре собственного проекта, должны их увидеть сейчас?

Alesvit комментирует...

«Вам не кажется, что этот мир слегка сошел с ума?»


Конечно, кажется. И не слегка. Вот, рекомендую ознакомиться, лучше всего скачать и послушать, там-таки есть что послушать. Последний «Код доступа» с Юлией Латыниной. Я редко бываю в щенячьем восторге, но тут, когда учреждается подобная премия… После вчерашней безоговорочно успешной посадки на Марс американского Curiosity (Кьюриосити) и сегодняшней, седьмой по счёту за два года, аварии российских ракетоносителей…

http://www.echo.msk.ru/programs/code/915706-echo/#element-text

Веселее всего для меня там было то, что до всех этих убеждений я дошёл сам, давно и самостоятельно. Что спорт высших достижений – большая помойка и не меньшая глупость. Что Олимпийское движение – большая профанация единения человечества. Что шахматы – лучшая игра, придуманная человечеством. Что армия нужна для того, чтобы защищать свою страну от России, вооружившей весь Мир за, в т.ч. и мой счёт, АК-47 и РПГ-7, и ускоренными темпами летящей к полному краху и развалу.

Вот, сегодня даже до Андрея Макаревича дошло (http://echo.msk.ru/news/916784-echo.html).
(На секундочку, это тот самый Макаревич, что года три назад «не видел альтернативы…», и который сам отказался, добровольно, от претензий на русского поэта, который, как известно, больше чем поэт, заявив, что он-де никогда не чувствовал себя властителем дум.)

Ну а квинтэссенция: «В общем-то, современный мир, массовый мир – в нем прослеживается тенденция к оглуплению человечества», вообще звучит как диагноз. Причём, правильный диагноз.

Alesvit комментирует...

Я уже давно отстаиваю точку зрения, что игры – это наиболее чёткий «срез» (социологический термин) любого общества. Просто потому, что игры – это суть биологического вида высших млекопитающих. Игры – это то, чем они занимаются добровольно в свободное время. И в какие именно игры играет человечество «сегодня», наглядно показывает его уровень развития. Интересно просто проследить историю развития игр. У разных народов, в разные времена. Весьма познавательно.

Это весьма точный инструмент. Я могу ничего не знать о какой-то стране, но мне нужно всего две вещи, чтобы на 80% точно сложить впечатление о ней. Покажите мне бесплатный общественный туалет в районном центре этой страны и назовите количество крепкого алкоголя (выше 15%), выпиваемого в этой стране на душу населения в год.

Так вот, игры, особенно сейчас, когда они стали, чуть ли не единственным механизмом объединения человечества (я имею в виду уровень коммуникаций) по «признаку заинтересованности», невозможно рассматривать как собственно игры. Это уже давно часть, весьма немалая, а для некоторых – подавляющая, жизни. Вся их духовная пища, все их замыслы и стремления. Их «”релакс” после работы».

Сложность заключается в том, что человек нравится себе хорошим. В каждого из нас заложена частица Божественного, некоторые её совестью называют. Люди прекрасно понимают, что совершать подлости и гадости, низости и пакости – нехорошо. Но выгодно. И срабатывает защитный механизм, они просто уходят от ответственности, «это не я такой, это такие правила». Весь форум WoW завален подобным. Есть «разработчик», он установил «правила». Мы их не нарушаем. Позвольте, «где-нибудь у Карла Маркса записано, что 4-й подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, и ходить в обход с чёрного хода?» Но, эти добрые люди, ничему не учились, как известно…

Некто Атросхан (кажется так, сейчас пишет пристом 1-го ур. Эллейни), кстати, один из самых развитых авторов нынешнего форума ВоВа, вообще поведал, что на БГ нет целей и правил, а каждый сам их себе устанавливает. Кто-то «ачивы делае»т, кто-то «хонор или ХК фармит», кто-то «комплект тестит»… Приехали. Близзард, возможно, даже не подозревала, что дойдёт до подобного маразма. «И ниже дна есть жизнь» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/5071497924). «Когда он думал, что достиг дна, снизу постучали», - Станислав Ежи Лец.

Alesvit комментирует...

В других местах – подозревали. На каждого мудреца довольно простоты.

Есть, например, такая игра, лучшая игра на бильярде, снукер. Так там правила обязывают игроков делать лучшие удары. Или вот, прямо сейчас, в Лондоне, дисквалифицировали бадминтонистов. За поддавки. Дофармились, болезные. Хоть где-то в этом бедламе есть порядок.

Ну, Близзард, думаю, подозревала-таки, иначе уж совсем они убогие получатся. Просто им нужно было бабки делать. Да, на низменных инстинктах. Да, создав благодатную почву для их проявления. Да, взяв ответственность на себя. В дилемме «доброе имя – бабки», они выбрали бабки. Быстро и как можно больше. Только, кажется, конец близок.


Вот здесь (http://www.noob-club.ru/index.php?topic=20007.0) есть такой пост:
«Если посмотреть первоисточник http://investor.activision.com/releasedetail.cfm?ReleaseID=697761 там есть очень интересная табличка по сравнению показателей 2кв 2012 с 2-м кварталом 2011. Итак:
1. Чистый доход упал на 6,2% с 1146 млн до 1075 млн (и это с учетом продаж 10+млн копий Д3), при этом доход за счет подписки вов упал на 26,7% с 378 млн до 277 млн (привет тем кто верит, что база подписчиков упала всего на 1,1 млн)
2. Затраты и расходы выросли с 679 млн до 848 млн или на 20%
3. Чистая прибыль компании упала на 44,7% с 335 до 185 млн$, при этом прибыль на одну обыкновенную акцию также уменьшилась на 44,8% с 0,29 до 0,16. (привет всем кто верил, что вивенди продавала компанию из-за проблем самой вивенди. Ага падение дохода на акцию почти в 2 раза в квартал выхода Д3).
В общем, информация к размышлению.»


Из этого вытекает, что:
а) у Близзард раздулись аппетиты и денег перестало хватать (ку-ку «увольнения + отмена Близкона»);
б) WoW – локомотив Близзард, и на него основная ставка;
в) предел окупаемости сейчас – это примерно 6-7 млн. подписок в WoW, что само по себе… хм.

Alesvit комментирует...

Если Панадария не «выстрелит», то будет совсем плохо. Поэтому они пихают в неё вообще ВСЁ, в надежде «на всех». Битвы питомцев и весёлые фермы; мировое ПвП и кучи дейликов; новые модели персонажей и поддержку устаревшего «железа» (такого как моё, хм…); чёрный рынок и кучи ранее выведенных из игры вещей/рецептов/маунтов…

Близзард, как никогда, нужен оглушительный успех. Они заговорили об активной ТВ рекламе. Я их с «институтом достижений» предупреждал. «Ввод ”института достижений” в WoW – это официальное начало конца». Не послушали. Теперь опять предупреждаю: «Агрессивная реклама по ТВ приведет к обратному эффекту, всё станет ещё хуже». Придёт 20 млн. подписчиков, установят очередной рекорд, «положат» все сервера, нарвётесь на коллективные иски, утомитесь отбиваться. Закончится банкротством.

Ну, и тут ещё вот что. Я конечно понимаю, что являюсь особым извращенцем. Во всём. В том числе и в восприятии рекламы. На меня она никак не действует. В положительном смысле. Если под положительным смыслом понимать увеличение продаж рекламируемого товара. Со мной всё наоборот. Я из принципа не стану покупать агрессивно рекламируемый товар, если рядом будет стоять аналогичный. Ну а реклама в стиле «всё, что вы покупали у нас предыдущие десять лет – полный отстой, только наша “супер новая супер хренорезка с глюкосилом и жожоба” (шампунь, порошок, краска и пр.) отрежет вам всё, что у вас еще осталось», вызывают в памяти что-то мерзкое, неприятное и брезгливое… К тому же, я уже лет 15, всегда выключаю на рекламе звук. А зачем ещё нужен пульт ДУ?

Вот смотрю Олимпиаду по Евроспорту, так там репортажа меньше чем рекламы. 60% времени Бекхем впаривает Галакси от Самсунга, сексапильная тётя зовёт дядю вернуться из Ливана и начать работать, а бело-зеленая псевдографика втюхивает продукцию «acer». Из этого всего я бы взял только тётю.

(Да, из принципа смотрю, радуюсь, что президента НОК Беларуси там нет. Хоть какая-то надежда у цивилизации осталась в Европе – Великобритания ещё не совсем сошла с ума, в отличии от Континента.)

Alesvit комментирует...

«Но люди все равно пойдут в WoW. Не ищите здесь логики. Это эмоции, это привязанность, это привычка.
Так бывает и, наверное, так и должны жить мамонты -- во многом благодаря своему весу.»


Надежд на возрождение WoW у меня не много, и, в первую очередь, из-за резкого снижения уровня «комьюнити». Но об этом я уже много писал раньше. А на Guild Wars 2 у меня определённые надежды есть, хоть сам я и не смогу в неё играть, по «железу», скорее всего. Но буду внимательно за ней следить, ибо, если у неё получится, Близзард будет вынуждена возродить БГ, это ещё не поздно сделать. Там и делать-то всего-ничего. Опыт за БГ – убрать, совсем. «Ачивы» за БГ – убрать, совсем. На каждый «брекет» добавить актуальные вещи, ВЕСЬ комплект, за «хонор». «И про Фокса рассказать. Пока не поздно…» В смысле, «признаю свою вину, меру степень, глубину…» в деле «честности при поддержке твинков». Хм. И получить «2млн.+» подписок «не школоты» «в зад». Возможно.


Иначе, будет как с мамонтами.

Анонимный комментирует...

А посмотри с другой стороны.
1. Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм. ПвП, рейды и все такое. От WoW этот аспект отличается чуть более чем ничем. Поэтому потенциально способен оттянуть и удержать часть аудитории эндгейма WoW. Если повезет - то значительную. Для этого необходимая предпосылка - убедить игроков, что новый сеттинг и новый сервис-провайдер _такой же, только лучше_. А не _принципиально новый_, чего жаждешь ты.
2. Переход от одной игры к другой реализуется через низкоуровневый соло-контент. За это время нужно показать всем заинтересовавшимся игрокам, что здесь реально лучше чем в WoW. Если кто-то вживется в новый мир - возможно он в нем и останется дальше.

Т.е. идея не в том, чтобы переигрывать "день сурка" из соло-миссий, а чтобы поменять один эндгейм на другой, создать альтернативный "загончик" для тех, кому нравится геймплей WoW, но надоел сам WoW (или изначально был не особо интересен, но не было альтернатив). А сам соло-контент - это как бы обряд инициации в новую игру.

Что мы имеем в результате? Попытка сразу ввести p2p-схему не удалась, но я полагаю, принесла достаточно денег чтобы как минимум окупить разработку. Часть игроков осталась в эндгейме, как и было задумано. Много это или мало? А кто его знает, по сравнению с "ванильным" WoW - очень много. Теперь на стол выкладывается новая карта - f2p для соло-контента, который напоминаю - все равно просто "обряд инициации" или демо-версия для настоящей игры. Казуалам, которым эндгейм все равно не интересен, соло теперь уже не жалко отдать и бесплатно - они за него либо уже достаточно заплатили, либо все равно не заплатят никогда.

В чем на мой взгляд действительно ошиблись разработчики СВТОР - это в оценке недостатков WoW : соответственно сделали лучше либо не то, либо не все, что было плохо там.

Анонимный комментирует...

>Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм.

Это ты забыл добавить "в клоне вова" или на полном серьезе?

>Для этого необходимая предпосылка - убедить игроков, что новый сеттинг и новый сервис-провайдер _такой же, только лучше_. А не _принципиально новый_, чего жаждешь ты.

Мне одному кажется, что "новый - такой же, только лучше" оксюморон? Хотя, конечно, я себе льщу, казалось бы, после череды "таких же" сомнения с такой концепции должны были получиться у всех.

Atron комментирует...

>Игры – это то, чем они занимаются добровольно в свободное время. И в какие именно игры играет человечество «сегодня», наглядно показывает его уровень развития.

В принципе, верно. За исключением того, что вы не учитываете важную составляющую этого процесса: предложения на рынке. Играют ведь в то, что есть. Да, я тоже, как и Avicorn, играл в X-COM Apocalypse годами. Если точнее, я играл в него, хотя и с перерывами, не менее восьми(!) лет. Эта игра вышла в прекрасный период расцвета компьютерных игр, которые делались для определенной аудитории. Не такой широкой, как сейчас. Не играющей с диванов и так далее. Но что произошло с Джулианом Гэллопом? У него случились серьезные проблемы с деньгами. Это вторая, неотделимая часть бизнеса: вы вынуждены расширять аудиторию. Да, есть некая грань между "достаточной" аудиторией и желанием бесконечно ее расширять, растворив все собственные идеи и взгляды в них, но я убежден, что достаточная аудитория -- важный атрибут любого серьезного творчества. Особенно завязанного на сложных технологический процесс и участие в нем коллектива.

Самое интересное то, что все это позитивные процессы. Расширение аудитории автоматически ведет к увеличению каждой нишевой группы. Маше неинтересен X-COM, и никогда не мог быть интересен, но интересны Sims. С ней начал играть ее друг Петя, раньше сторонившийся компьютерных игр, и обнаружил в себе интерес к пошаговым солдатикам. О чудо, вот уже Firaxis готовит новый X-COM и консультируется с Геллопом. Геллоп получает деньги и выкладывает свои идеи, которые вынашивал много лет после X-COM Apocalypse. На фоне выросших вычислительных мощностей, возможностей обсчета физики разрушений и производства спецэффектов, уровня графики, проект может выйти на новый уровень.

Так происходит во всем. Просто не происходит равномерно. Феномен WoW так и остается феноменом. Об этом я говорил очень давно. Об этом также говорили вы, Alesvit, если не ошибаюсь. Пробовать повторить феномен бессмысленно. Так как он по определению не является рецептом. Это во многом стечение обстоятельств и только отчасти талант разработчиков. И все же этот феномен резко расширил аудиторию. Кто-то страдает по поводу того, что у WoW уменьшается база подписчиков. Если только это не акционер Activision, я воспринимаю подобное разочарование как проявление фитишизма. Числа ради чисел. На мой взгляд, это положительные тенденции. Стремление к равномерному распределению аудиторий -- положительная тенденция. ММО не должны убивать друг друга, они должны расширять вселенную. Что и происходило в период UO, DAOC, SWG. И всем им хватало места. Даже когда их база составляла 50 000 человек, они продолжали работу. Просто не приносили сверхприбыль.

Мы не можем говорить о том, что игры -- это портрет общества. Потому что, во-первых, игры разные. Общество -- это сумма очень разных характеров и разных подходов к игре, как к процессу. Предложения на рынке зависят от массы факторов, а люди играют в то, что предлагает рынок. И, наконец, промежуток в пять-десять лет не может быть корректным замером. Но мы можем говорить о потенциале. О самом интересе к играм, как к важному процессу в собственном досуге. Вот это уже важные и безусловно позитивные сдвиги в нашем обществе.

Анонимный комментирует...

А Crysis это, надо понимать, клон Doom? С&С - клон варкрафта итп... Развешиваем ярлыки вместо того, чтобы думать головой? Близзарды не подумали, чтобы дать жанру отдельное название, ок. Сами виноваты, пусть жанр называется "клон вова" - так даже интереснее.

В случае вова мы имеем геймплей, который понятен и интересен куче народа. Это факт. Почитай что пишут и по поводу чего стоит нытье - НЕ по поводу геймплея, а в-основном о деталях сеттинга, бустах/нерфах классов/шмоток и прочих мелочах. Этим я хочу показать, что жанр "клон вова" востребован.
Если рассматривать провальные проекты в этом жанре - провалились они не потому, что "клоны", а потому, что просто плохи. Я пробовал играть как минимум в LotRO, AoC, Аллоды онлайн и еще что-то, не помню уже. Если подумать, что это оттого, что мне надоел вовоподобный геймплей, то какого же черта я после этого всегда возвращался в WoW? Т.е. таки не надоел. Надоело что-то другое.

А сомнения - вполне естественная штука у человека, который перепробовал многое. Я точно так же сомневаюсь в новых фильмах, книгах итп. Точно так же придираюсь к компьютерам, велосипедам и пр. интересующим меня техническим штукам. Еще более придирчиво выбираю друзей. Это нормально для любых хоть как-то важных аспектов жизни.

Анонимный комментирует...

>А Crysis это, надо понимать, клон Doom? С&С - клон варкрафта итп... Развешиваем ярлыки вместо того, чтобы думать головой? Близзарды не подумали, чтобы дать жанру отдельное название, ок. Сами виноваты, пусть жанр называется "клон вова" - так даже интереснее.

Это мне на мое
>Это ты забыл добавить "в клоне вова" или на полном серьезе?
?

Ты поленился даже написать "клон вова", как я могу требовать что-то вроде "в ВоВе и тех ммо, которые заимствовали идею эндгейма".

Понятно, что геймплей вова понятен и интересен куче народа и т.д.

Но есть и другие варианты, кроме
>Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм.
Соответственно, если имелся в виду жанр ммо в целом - это неверное утверждение.

>Если рассматривать провальные проекты в этом жанре - провалились они не потому, что "клоны", а потому, что просто плохи.

Это не совсем относится к моему уточнению, но можно обсудить отдельно. Я считаю, что "провалились" они потому, что ниша уже была занята. Причем "провалились" - эвфемизм для "не повторили сногсшибательный успех вов". Так-то они наверняка даже в ф2п состоянии какую-то прибыль приносят.

Анонимный комментирует...

Тема про СВТОР, которая "клон вова". Зачем конкретизировать то, что и так конкретно до предела?

Если мы про жанр ММО в целом, то что тут есть живого кроме клонов вова? Мне навскидку приходят в голову только EVE, танчики и какие-то вечные беты. В EVE эндгейм есть, только граница несколько более размыта и субъективна, и костяк целевой аудитории там точно так же весь в этом эндгейме. В чем неверно мое утверждение?

Провалились - это значит не выполнили поставленной задачи. Задача чуть менее чем у каждого была стать "убийцей вова". Не стал ни один, причем СВТОР по моим наблюдениям удалось на этом пути дойти дальше других.

Atron комментирует...

@Netzari

Извини за то, что отвечаю с таким опозданием. Ложка хороша к обеду, но у меня просто крайне мало времени сейчас.

>А посмотри с другой стороны.
1. Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм. ПвП, рейды и все такое. От WoW этот аспект отличается чуть более чем ничем.

Я присоединяюсь к Аллиану в недоумении по поводу того, что эндгейм wow ты записал в успешные геймплейные схемы "на годы". Предлагаю разделить транзакции привязанных к учетной записи кредиток и реальное поведение игроков, которое давно закрепило за WoW и его клонами термин "трехмясячник". Мало того, я также считаю, и сказал это чуть выше, что феномен вов -- это не успешный рецепт геймплея, хотя множество хороших находок этот проект, безусловно, содержит. И, наконец, сегодня со всех сторон явственно ощущается усталость аудитории от геймплейной схемы WoW. Не замечать этого со стороны разработчиков странно.

С другой стороны, события, свидетелями которых мы являемся, повторяются в истории с завидной периодичностью. Вслед за первооткрывателями, добившимися успеха, благодаря своей вере в дело, страсти, увлеченности, приходят "искатели успеха". Их страсть сосредоточена не столько на предмете, сколько на факте успеха. Они подражатели. Они ищут алгоритм. Отсюда попытки копирования без особого понимания внутренней структуры и момента. И отсюда провалы.

> Поэтому потенциально способен оттянуть и удержать часть аудитории эндгейма WoW. Если повезет - то значительную.

Я не согласен с тем, что MMO должны забирать друг у друга активную аудиторию. Пытался показать это на примере UO, DAOC и SWG, каждая из которых имела существенную для того времени аудиторию (около 300 000) и своим выходом увеличивала общее количество игроков, а не пыталась перетасовать их. Активная аудитория WoW, опять же, менее 9 000 000, потому что "транзакция" не равно "играющий персонаж". Потерянные за последние пару лет три миллиона не проявились в других проектах. Возможно, они перетекли в LoL и WoT и находятся там в ожидании чего-то действительно интересного. Я знаю несколько таких людей в своем окружении. Причем LoL и WoT не вызывают у них такой страсти, как прежние проекты. Это, скорее, привязчивые убийцы времени. А ведь кроме WoW потеряли людей и другие "миллионники": серия LineAge, Aion. Нужно думать о них и о тех, кто не пришел в игры из-за неглубокого геймплея, о тех, кто предпочитает мирный (даже в чем-то казуальный) геймплей взамен бесконечным сражениям, которые предлагают ММО. Нужно в этом мире искать место для всех этих людей. Вот почему, на мой взгляд, у ArcheAge очень высокие шансы стать "королем горы".

>Что мы имеем в результате? Попытка сразу ввести p2p-схему не удалась, но я полагаю, принесла достаточно денег чтобы как минимум окупить разработку.

Для этого нам нужно знать сумму, потраченную на разработку. Если предположения о том, что эта сумма равна 250-300 миллионам, верны, то простая математика подсчета доходов от подписки аудитории за полгода и продажи коробок говорит о том, что эта сумма не была бы достигнута даже при условии отсутствия отчислений на поддержку инфраструктуры и роялти Лукасу. Сокращения штата идут не просто так.

Меня также очень смущает объявленная формула "безубыточности" проекта, равная 500 000 подписчиков. Я ее не понимаю. 500 000 -- это только одна часть формулы. Причем недостаточная. 500 000 в год? В месяц? Если в месяц, то один месяц не способен окупить проект. А если 500 000 подписчиков нужно для того, чтобы в этот месяц затраты на инфраструктуру окупили себя, то выходит, что у них какие-то чудовищные затраты на нее. И это их еще дальше отбрасывает от возврата первоначальных вложений.

arykalin комментирует...

@Atron я не согласен с вами насчет игроков. ММО, да и вообще компьютерные игры переживают кризис не только из за недальновидности\нерадивости разработчиков. Просто когда этот зверь только появился он вызывал большой интерес у людей вообще, да и идея кибер реальности еще довольно активно владела умами. Именно поэтому мы наблюдали расцвет глубоких, хардкорных игр. Но со временем к людям пришло понимание, что они не хотят проводить по три, четыре часа в день в виртуальных мирах. Магия виртуальности, которая когда так затягивала имеет тенденцию испарятся. При чем понимание ущербности виртуального приходит не только к отдельному человеку, но и к обществу в целом. Именно поэтому мы наблюдаем такой скачок мобильных технологий. Человечество не хочет жить в виртуальном мире, нужно чтобы виртуальность могла дополнять именно реальный мир, при чем не только мир чистых эмоций но и мир абсолютно материальный. Помню я очень обрадовался когда разработчики СВО заявляли что их игра будет интегрирована в текущую реальность и вместе с ней будет проводиться что то вроде городских игр. Жаль что они забили на эту идею. Сейчас большая часть разработчиков пытается сделать так, чтобы в их игру можно было тратить столько времени, сколько хочется. Именно в этом секет успеха сессионных игр, а не в том, что на рынке глобального хардкора нет ничего нового. Я не очень то верю в успех ArcheAge, именно потому что это игра старой школы, хардкор на который надо тратить по несколько часов в день, безусловно она найдет своих поклонников, но общие тенденции ИМХО направлены в сторону игр дополненной реальности.

arykalin комментирует...

Я вам могу привести довольно сюрреалистичный пример таких новых ММО - митинги в Москве и СПб. Понимаете, это было именно весело - гонять по улицам от ментов, кричать какие то лозунги, цеплять дурацкие ленточки, и при этом ощущать глобальную связь в твитерре, соц сетях. Чем вам не ММО, со своими кланами, разборками, расследованиями, фаном. И даже эльфами 80го уровня. Даже сейчас можно ощущать какой то налет ММОшносит читая всяких кремлинов или вникая в разборки блого-элиты. И заметьте, без виртуальных технологий это было бы совсем не так интересно.

Atron комментирует...

@arykalin

Это интересный взгляд, спасибо. :) Но каждый из нас пропускает эти теории через себя. Думаю, вы не в последнюю очередь верите в то, о чем сейчас рассказали, потому что это совпадает с вашим мироощущением. Это, возможно, ваше разочарование в виртуальности, ваша тяга к дополненной, а не альтернативной реальности, городским играм и прочему.

У меня, признаюсь, этой тяги нет. Мне нравится разделять. Нравится уйти в горы и не видеть там никаких девайсов. Разводить костер, смотреть на небо и понимать, что полностью от него зависишь. Мне нравится это погружение. Погружение в реальность, неважно, какой она является.

Но это тоже моя точка зрения и я верю в то, что чувствую. Хотя объективно мне кажется, что очевидный рост высвобождения свободного времени ведет к тому, что вы должны его на что-то тратить. На что-то действительно интересное, захватывающее. Возможно, мы просто находимся в разных периодах жизни и наши амплитуды не совпадают. Хотя это большая тема, не для одного комментария. :)

P.S. Как активный участник событий на Майдане в Киеве в 2004-м, я могу с уверенностью сказать, что все это было потрясающим и без всяких девайсов. ;) Хотя прикольным я бы это не назвал. Ну, может, потому что мы до конца не очень верили в мирный исход.

Alesvit комментирует...

Вот ещё что. Постскриптум. Комментарии просмотрю позже.

Близзард на гране разорения. Близзард НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ себе сейчас снижение базы подписчиков. Поэтому, они не блокируют учётные записи даже явных нарушителей, которые входят макросом на «нормальное» БГ с остановленным опытом. Не говоря уже о «праймедах». Всем совершенно ясно, что «праймеды» дают колоссальное преимущество перед «рандомами», даже тем, кто их использует, из-за двух факторов – управления и координации; дисциплине участников, позволяющей работать управлению. И что именно эти факторы позволяют «праймедам» доминировать. Тут налицо совершеннейшее пренебрежение духом честной игры, о котором так долго говорили большевики, тьфу, Близзард, когда стала «поддерживать» твинков. Кхъяви там что-то «за честность» втирала, помниться. Но сейчас Близзард не может себе позволить наказывать за это. Она не может себе позволить даже определиться в этом вопросе. Однозначно. Без вариантов толкования и обоснованных сомнений. Тема «Отношение к примам. Требование блю-поста.» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/5030003224) висит две недели. Ответа нет. И не будет, думаю. Будут опять рассказы «за правила»: «Премейды 10/15/40 НЕ нарушают правила игры ч.2» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/5105670779) с полной подменой понятий о чести и честности в них (пост №9):

«Вайн, не вайн. Поведение человека зависит не от сложности игры в данном случае, а от восприятия окружающей обстановки и воспитания вцелом.

Просмотрим простой пример. Человек, не важно за какую фракцию играющий, попадает против прима один раз, два, три... и тд. У него несколько основных путей в этой ситуации. 1й - подумать головой и собрать свой прим, собрав людей, организовав минимальный инструктаж их, наладив средство общения - долго и рутино. Поэтому назревает 2й вариант - просто сбегать на форум и нажаловаться "мамочке", что кто то более продвинут и использует по максимуму возможности игры.

Правила и соглашение с компание Близзард прочитайте правильно, кто не доволен чем то, прежде чем позориться на форуме.».


И это ведёт к коллапсу. В игре останется только чернь. Коротко говоря, она почти одна там уже и осталась.

Вот образец их уровня, из удалённой темы: «Школота,нытик,бичуган криворукий. Вот кто ты , ТС. Всем глубоко на!@#$ь,уходишь ты или нет,и на твое мнение также срааать всем. Так,что пшел вон отсюда.».

Alesvit комментирует...

Вот здесь, хорошо сказано: «Премейды 10/15/40 НЕ нарушают правила игры» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/4941488486), некто Окидокилоки, кстати, самый приличный, из ныне имеющихся авторов, на русском форуме ВоВ.

Пост № 186:
«- Ливай с БГ, эта функция доступна всем. Для этого и была придумана.
- Т.е. человек должен тратить свое личное время из-за тех кто использует эксплойтные адоны - забавно. Потом, мы удивляемся почему из такого "хорошего" проекта народ уходит миллионам в более "плохие" ;)»

Пост № 216:
«…Не играю БГ со времен ЛК. Просто печально видеть как игра во всех аспектах превращается в УГ. Тут просто решил дождаться панд, так сказать лебединой песни ВОВ.»

Пост № 223:
«…Меня ,лишь, печалит ,что народ юзает эксплойт, не более. Просто из-за этого у многих интерес пропадает => проэкт загнивает»

Пост № 251:
«- Какие цели ты преследуешь в игре
- … Дождаться панд, увидеть если произойдет чудо и у игры будет второе дыхание то будет и прогресс , если все будет так как я думаю - посмотреть, на великий ниагарский водопад из оттока игроков.»



Близзард опять делает стратегическую ошибку. Проскакивала информация на форуме, что-де перед релизом Пандарии заблокируют тех, кто «часто использовал макрос входа на обычное БГ с остановленным опытом». Т.е., ставка на Пандарию, на возврат подписчиков, когда финансовая сторона вопроса улучшится, тогда можно будет проявить принципиальность… Хе-хе… Не прокатит. И вот почему.

Вот Окидокилоки не вернётся. И не вернуться все те, кто считает себя оскорблённым, кто имеет то, что отличает его от черни – достоинство. Чернь скажет, впрочем, что она скажет, написано выше. На то есть, что ответить. «Если из Франции уедут триста человек, Франция станет страной идиотов», - Блез Паскаль.

Вот так и будет, то, на чём держался WoW, то чем так гордилась Близзард – т.н. «комьюнити», (как оно сложилось – я уже писал здесь раньше, исторически так совпало, повезло Близзард – моё особое мнение) превратится, да уже почти превратилось… Из-за глупейшей политики Близзард. Компания «Близзард» сама угробила свою пенсию. Вместе с добрым именем.

P.S. «Некто Атросхан» следует читать как «Некто Асархадон».

Анонимный комментирует...

>Тема про СВТОР, которая "клон вова". Зачем конкретизировать то, что и так конкретно до предела?

Вы так говорите, как будто его клонированность была впечатана в книгу судеб. Аналогично вашему выражению про эндгейм. В то время как мы обсуждаем, что могло бы быть...

>Если мы про жанр ММО в целом, то что тут есть живого кроме клонов вова? Мне навскидку приходят в голову только EVE, танчики и какие-то вечные беты. В EVE эндгейм есть, только граница несколько более размыта и субъективна, и костяк целевой аудитории там точно так же весь в этом эндгейме. В чем неверно мое утверждение?

В том, что в случае EVE вы, начав с определения эндгейма, полученного в вов, подгоняете EVE под него.
И для опровержения утверждения "все A есть B" достаточно одного примера.

>Если рассматривать провальные проекты в этом жанре - провалились они не потому, что "клоны", а потому, что просто плохи.

Тут я думаю, позиции друг друга мы выяснили и убедить друг друга не удастся.

Анонимный комментирует...

Ат, ты тут как обычно валишь в одну кучу объективное и субъективное. Цифра 9кк тебя не убеждает, ок, давай разделим ее на два - предлставим что половина игроков проплачивает учетные записи просто так, не играя, или платит за две (хотя я такие схемы знаю в-основном по EVE online, где платят просто за оффайновую прокачку скиллов и альтов, но никак не в WoW, где платить за подписку не играя имеет смысл разве что по забывчивости). Но ок, пусть будет 4,5кк. Но афаик, даже через эту планку пока ни один другой ММО-проект перепрыгнуть не смог. А этот живет и развивается как-то дай Б-г уже 9й год. Так что наверное все же геймплей в чем-то успешен, по крайней мере в чем-то успешнее других. Или же я что-то совсем не понимаю в объективных критериях.
Субъективно же все, конечно иначе: успешно и хорошо - это то, что нравится и интересно лично тебе; остальное априори плохо, или никак, или не считается.

Ты спрашиваешь, куда делись 3кк подписчиков? Arykalin по этому поводу уже хорошо сказал: туда, откуда не возвращаются. Я, например, один из них. Причем вовсе не от усталости от геймплея WoW, а в общем от субъективной бесперспективности того, что в слове ММОРПГ обозначают буквы М. Хорошие были виртуальные миры, которые я видел или нет? Скорее плохие. Но я разочарован самой идеей виртуального мира, поэтому вряд-ли какой-то ММО-проект способен меня заинтересовать по-настоящему, даже если там все будет иначе чем в актуальных. В данный момент я больше перспектив вижу в играх типа Диабло 3, где геймплей в-общем вполне себе WoWовский, и онлайн-интерактивность присутствует, но нету этих постоянно нервирующих двух "М".

Но ты представитель другой партии, для тебя "ММ" важнее всего, ты скорее готов откинуть все остальное.

Анонимный комментирует...

@Allian

>В том, что в случае EVE вы, начав с определения эндгейма, полученного в вов, подгоняете EVE под него. И для опровержения утверждения "все A есть B" достаточно одного примера.

Я не знаю, сколько ошибок в русском языке мне пришлось сделать, чтобы быть понятым именно так.
Собственно, все началось с "Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм" в теме, напоминаю, про СВТОР. Т.е. как бы все логично. Или нет?

Что же касается Евы, я просто скажу определение, которым пользуюсь: эндгейм - это фаза игры, начинающаяся, когда игроку становятся технически доступны все интересующие его аспекты игры, и заканчивающаяся, когда игроку надоедает их реализовывать.

Atron комментирует...

@Netzari

>Цифра 9кк тебя не убеждает

Нет, боже упаси, я не покушаюсь на первенство WoW в области подписок. Только не понимаю, что мне это должно дать? Если это нравится двенадцати миллионам, это должно понравиться мне? Почему? Я говорил о том, что игры с 300 000 были в разы глубже и вполне держались на плаву, принося своим создателям вполне приличный доход. Обрати внимание на тайтлы, о которых я говорил: UO, DAOC, SWG. Три равновеликие по аудитории проекта, которые были совершенно не похожи друг на друга. Создатели которых творили, придумывали, изобретали, двигались вперед. Не копировали и не пытались друг друга укусить. Хотя тот же Костер был дизайнером UO, создав затем SWG. А когда появился WoW, сладкий пирог с двенадцатью миллионами, появились странные жадные дяди, которым захотелось такого же пирога. Они только не учли, что даже владельцы этого пирога никакой выгоды в игростроительном плане извлечь из этого не могут. Деньги есть, интересных идей -- нет.

>Но афаик, даже через эту планку пока ни один другой ММО-проект перепрыгнуть не смог.

Что эта информация должна изменить в нашей дискуссии? :) Я и говорю -- феномен. Скопированные с него множество раз геймплейная схема провалилась. Не раз и не два. Почему ты считаешь, что один случай -- это правило, а пять остальных -- исключение?

>Но ты представитель другой партии, для тебя "ММ" важнее всего

Да, поэтому мы ведем этот спор на сайте, который называется MMOzg.net :)

>ты скорее готов откинуть все остальное.

Что остальное? Подключение по сети для уставших после работы? :) Я же не виноват, что ты в Haven and Hearth увидел только камень с ругательством. :) Как я могу это изменить? Только своими рассказами, своим личным восторгом, отсутствием усталости. Если я устану от ММ, я просто перестану вести этот блог. И спорить в нем тоже перестану. :)

Анонимный комментирует...

>Собственно, все началось с "Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм" в теме, напоминаю, про СВТОР. Т.е. как бы все логично. Или нет?

Если рассматривать гипотетическое "чем могла бы стать свтор", чему на мой взгляд посвящена эта статья - нет.
Если ты возвращаешь Ата в суровую реальность, где все произошло так как произошло, то да. Впрочем, думаю, "долгий геймплей на годы" далеко не факт, что произойдет ;-)

>Что же касается Евы, я просто скажу определение, которым пользуюсь: эндгейм - это фаза игры, начинающаяся, когда игроку становятся технически доступны все интересующие его аспекты игры, и заканчивающаяся, когда игроку надоедает их реализовывать.

Хорошая мысль - начать с определений, ведь мы по разному понимаем эндгейм. Для меня эндгейм - это искуственное блокирование части аспектов игры, имеющее две стороны: ограничение рекомендованного уровня для их занятием (в вов то, что рейды имеют максимальный для аддона уровень) и физическое ограничение (персонажей ниже максимального уровня туда не пустят). Впрочем, на формулировкой следует еще поработать.

Анонимный комментирует...

Любая игра, предусматривающая "развитие персонажа", искусственно блокирует часть аспектов игры. В Еве точно так же нужно прокачивать туеву хучу скиллов и копить игровые деньги, чтобы получить доступ ко многим ключевым возможностям. Точнее, в теории нет - концепция игры предусматривает очень быстрое вхождение в геймплей, как минимум при наличии мозгов, друзей в игре и желания. Но на практике это уже давно не работает так, как задумано, и игра все больше скатывается в "мейнстримовую" схему с прокачкой и эндгеймом. Можем обсудить почему.

arykalin комментирует...

@Netzari ну я бы не говорил так категорично, во первых учитывая ребаланс фригов, месячный новичок теперь может быть вполне реальной занозой на поле боя, тот же слешер теперь не сильно уступает стилетке. Куда важнее прокачки скилов является правильный выбор коллектива для игры и понимание философии и механики самой евы. Ну и к тому же многие современные альянсы делают ставку на социализацию и всячески пестуют своих новичков, не только выдавая бесплатные шипы, но и устраивая довольно часто фановые фриг-суицид пострелушки. (Сами на таких нарываемся по несколько раз на дню). Другое дело что подавляющее большинство новичков по привычке на первые пол года, а то и год зарываются в унылый соло пве контент и знать никого не хотят. Хотя всяческий буст фракционных и имперских войн может быть сможет исправить положение.

arykalin комментирует...

ЗЫ "о на практике это уже давно не работает так, как задумано, и игра все больше скатывается в "мейнстримовую" схему с прокачкой и эндгеймом. Можем обсудить почему."
Скорее время уходит не на прокачку, а на понимание зачем я тут, и что мне надо. Я четыре года следил за евой периодически летая в триал, но не имея понятия что мне делать, потом, года полтора назад, как то друзья позвали, попал к гунам, о чем и по сей день не жалею.

Анонимный комментирует...

Несколько лет назад коммьюнити Евы было меньше и гораздо дружелюбнее, с новичками возились так, как сейчас вообще представить сложно. Что касается понимания "зачем я тут и что мне надо" - этого тогда еще никто толком не понимал. Ну это так, про траву, которая зеленее итп.
Сейчас проблема в том, чтобы продраться через тонны информации, выяснить что актуально а что устарело, что правда а что ложь, понять кто хочет тебе помочь, а кто - поиметь. Ко всему этому добавь общее старение персонажей. Раньше считали, что на прокачку всех скиллов нужно 18 лет и верили в это, сейчас же в Еве на самом деле огромное количество персонажей, у которых прокачаны если не все скилы вообще, то как минимум 5й левел по абсолютно всему имеющему отношение к специализации. Что касается игровых денег, понятно что тут все легко решается донатом (кому это омерзительно - adapt or die), иначе приходится прибегать к сложным схемам, задействующим использования целой артели персонажей и съедающим кучу времени и сил. Если и это нет - ты неконкурентноспособен. Собственно, в этом проблема: как ты сказал, даже слэшер может быть "занозой на поле боя", но влияние такого пилота на игровой мир - нулевое. Даже в собственной корпорации он никто и на его мнение по игровым и тем более политическим вопросам всем плевать. Тот же игрок с купленными исками, персонажами и титанами - сразу становится величиной. Что бы там ни говорили, "честным образом" это все приобретается неизмеримо дольше чем умение играть и знание деталей и нюансов.
Так что эндгейм чистой воды, только обусловленный не техническими правилами игры, а социальными правилами коммьюнити, которые на практике еще более жестки и в-отличие от первых, почти неподконтрольны разработчикам. Собственно, ССР уже давно не Crowd Control Production, а просто плывет, куда ее несет течение и пока может, фиксит открывающиеся течи.

Отправить комментарий