суббота, 11 декабря 2010 г.

WoW: Ни-ког-да


У Эдгара По есть леденящее душу стихотворение о том, как к человеку залетел ворон и на все его вопросы отвечал "Никогда". Человек, возможно, сам, будучи в глубокой тоске, задавал подспудно вопросы так, чтобы они подходили к этому ответу, полному обреченности. Одним словом, они нашли друг друга. Что-то похожее, только без единой тени трагизма и обреченности, произошло и в дискуссии разработчиков MMO, аналитиков и журналистов сайта Eurogamer.net. Темой этой беседы стал вопрос: "Что может превзойти успех World of Warcraft?". Часто цитируемый и авторитетный аналитик компании Wedbush Morgan по имени Michael Pachter решил примерить на себя роль ворона, заявив следующее:
Ничто не превзойдет World of Warcraft в ближайшие 20 лет.
Если учесть тот факт, что самой индустрии MMO едва исполнилось 15 лет, этот ответ вполне звучит как "Никогда".

Понятно, что такое громкое заявление, да еще и от известного аналитика, породило бурную дискуссию, в которую были немедленно вовлечены разработчики других MMO-проектов.

Майкл тем временем поспешил объяснить, почему он так думает. Его доводы, на мой взгляд, выглядят весьма поверхностными:
До тех пор, пока ребята из Blizzard будут работать над этим проектом, его качество будет оставаться очень высоким, и WoW будет оставаться доминирующей игрой. Ваш вопрос аналогичен вопросу, что превзойдет успех Google в поиске информации или успех Facebook в Социальных Сетях. Мой ответ был бы тот же. Я не вижу ни одной игры, способной догнать WoW. Лидер в таких условиях непобедим.
На мой взгляд, в этом объяснении таится, скорее, непонимание сути виртуальных миров, которые уже сейчас, да и 10 лет назад развлекали людей совершенно по-разному. Процесс развлечения, онлайнового эскапизма, это намного менее формализуемая сущность, чем те же поисковые механизмы и социальные сети.


Да, в онлайновых мирах также важны очевидные для любого финансового аналитика понятия, такие как "клиентская база", "известность", "проникновение за пределы субкультуры". Это понятно. Но для меня лично понятно и то, что онлайновый мир в сути своей не фоновый инструмент поиска или социализации - это яркое, специфичное окружение, в которое погружается человек. Это определенная тематика, определенная история, совершенно определенная атмосфера. Миру World of Warcraft уже шесть лет. И Blizzard только что осуществила практически полную его перезагрузку.

За шесть лет со всеми дополнениями, расширениями контента, улучшения и прочим, игра себя в своем прежнем виде исчерпала. Это не мое мнение, но мнение разработчиков, перетормошивших в нем все с подвала до чердака.

Да, наверное, Blizzard может еще пару раз перетрусить этот мир. Мало того, Blizzard обладает особым чутьем на успешные детали в других проектах, из которых обычно и собирает свои. Так что вполне предполагаю, что динамические события и другие новомодные веяния могут сравнительно быстро оказаться в World of Warcraft. Что в нем принципиально не может измениться, на мой взгляд, это сама суть, стержень геймплея. Поэтому нет особого смысла пытаться одолеть WoW на его поле. У WoW в этом смысле огромная фора по всем показателям.

Что может действительно сильно подорвать позиции WoW - это революция в ThemePark-играх. Нечто такое, что мы еще не понимаем, что не произнесено. А может, произнесено, но мощь чего мы пока не осознали. Как, к примеру, то, что предлагает Arena.net в GW2. У Sandbox'ов же, по очевидным причинам, нет шансов собрать действительно широкую аудиторию, которая согласиться развлекать себя сама.

Однако у WoW есть важнейшая черта, которую, на мой взгляд, мало кто анализировал и уделял особое внимание. Тем не менее, я считаю ее определяющей в успехе этого проекта. Но это тема другой заметки. Я вернусь к ней в ближайшее время.

6 коммент.:

Anton комментирует...

Революцию трудно себе представить (на то она и революция :)), и пока что во всех прогнозируемых Дизнилендах больших отличий незаметно. Издаёт же Джерри Брукхаймер почти один и тот же фильм с завидной периодичностью, долгие годы - Близзы могут так же и WoW толкать. Суть попкорна и кресел с откидываемыми сидушками ещё долго не будет меняться.

Gmugra комментирует...

Как-то так сложилось, что ThemePark проекты боятся революций. Всё действительно инновационное в жанре, имхо, происходит в песочницах. Может быть потому что Sandbox-ам есть за что бороться, и почти нечего терять в области количества игроков :)

Вот как бы максимум ThemePark револючии известный мне - это Rift. Там аж ДВА новшества, да и то не то чтобы совсем уж уникальных, а все остальное - косметические улучшения/изменения подходов из WoW/EQ. Так что "Революция в ThemePark-играх" это для меня звучит несколько очень оптимистично.

Atron комментирует...

Я как раз намного труднее представляю себе революцию в песочницах. Ведь что развивает песочницу, по сути? На мой взгляд, расширение инструментария и вариантов взаимодействия. А это, как ни крути, эволюция.

Тогда как ThemePark - это изначально набор больших условностей и ограничений. Здесь их новое сочетание или привнесение новых элементов вполне способно перевернуть все с ног на голову. Скажем, генерация пользовательского контента (каким образом - это другой вопрос, тут масса вариантов), изменение мира и прочие вещи, заставляющие каждый шард жить отдельной, самобытной и интересной жизнью, где "апдейты" не запланированы близзардом на пять лет вперед. Да, это движение в сторону песочницы, возможно. Но я пока не могу придумать ничего нового. Поэтому не революционер. :)

Gmugra комментирует...

Мне кажется, надо тогда определится что же понимается под "революцией". Т.е. для меня это некий набор больших новшеств. Новшеств для всего жанра MMO. Причем, новшеств не только "геймплейного", но и чисто технологического характера. Яркий пример в этом смысле революционной игры: EVE.

И в этом же смысле, очень мало революционного во всех AAA ThemePark-ах последних лет. Повторюсь, Rift (на первой бете которого я уже поиграл) впитал очень много, если не все, из того что было интересного в ThemePark-ах последних лет, и даже добавил кое-что новое. Но революцией это не выглядит. Революцией выглядит AA которая все-таки не ThemePark.

Atron комментирует...

В контексте этой заметки, под "революцией" я понимаю нечто такое, что заставит основную массу аудитории переметнуться к революционному проекту. То есть это очень такая, знаешь ли, конъюнктурная революция, которая заставит основную массу игроков сказать "Вау!" и признать, что то, во что они играли до этого, прошлый век.

Gmugra комментирует...

Не думаю, что что-то может заставить аудитории переметнуться к одному пусть даже по всем аспектам революционному проекту. Время уже не то. Слишком большой выбор игр уже. На любой вкус и цвет. Удачным проектом можно "кусануть" конечно часть чей-то аудитории, но не более того.

Отправить комментарий