У Эдгара По есть леденящее душу стихотворение о том, как к человеку залетел ворон и на все его вопросы отвечал "Никогда". Человек, возможно, сам, будучи в глубокой тоске, задавал подспудно вопросы так, чтобы они подходили к этому ответу, полному обреченности. Одним словом, они нашли друг друга. Что-то похожее, только без единой тени трагизма и обреченности, произошло и в дискуссии разработчиков MMO, аналитиков и журналистов сайта Eurogamer.net. Темой этой беседы стал вопрос: "Что может превзойти успех World of Warcraft?". Часто цитируемый и авторитетный аналитик компании Wedbush Morgan по имени Michael Pachter решил примерить на себя роль ворона, заявив следующее:
Ничто не превзойдет World of Warcraft в ближайшие 20 лет.Если учесть тот факт, что самой индустрии MMO едва исполнилось 15 лет, этот ответ вполне звучит как "Никогда".
Понятно, что такое громкое заявление, да еще и от известного аналитика, породило бурную дискуссию, в которую были немедленно вовлечены разработчики других MMO-проектов.
Майкл тем временем поспешил объяснить, почему он так думает. Его доводы, на мой взгляд, выглядят весьма поверхностными:
До тех пор, пока ребята из Blizzard будут работать над этим проектом, его качество будет оставаться очень высоким, и WoW будет оставаться доминирующей игрой. Ваш вопрос аналогичен вопросу, что превзойдет успех Google в поиске информации или успех Facebook в Социальных Сетях. Мой ответ был бы тот же. Я не вижу ни одной игры, способной догнать WoW. Лидер в таких условиях непобедим.На мой взгляд, в этом объяснении таится, скорее, непонимание сути виртуальных миров, которые уже сейчас, да и 10 лет назад развлекали людей совершенно по-разному. Процесс развлечения, онлайнового эскапизма, это намного менее формализуемая сущность, чем те же поисковые механизмы и социальные сети.
Да, в онлайновых мирах также важны очевидные для любого финансового аналитика понятия, такие как "клиентская база", "известность", "проникновение за пределы субкультуры". Это понятно. Но для меня лично понятно и то, что онлайновый мир в сути своей не фоновый инструмент поиска или социализации - это яркое, специфичное окружение, в которое погружается человек. Это определенная тематика, определенная история, совершенно определенная атмосфера. Миру World of Warcraft уже шесть лет. И Blizzard только что осуществила практически полную его перезагрузку.
За шесть лет со всеми дополнениями, расширениями контента, улучшения и прочим, игра себя в своем прежнем виде исчерпала. Это не мое мнение, но мнение разработчиков, перетормошивших в нем все с подвала до чердака.
Да, наверное, Blizzard может еще пару раз перетрусить этот мир. Мало того, Blizzard обладает особым чутьем на успешные детали в других проектах, из которых обычно и собирает свои. Так что вполне предполагаю, что динамические события и другие новомодные веяния могут сравнительно быстро оказаться в World of Warcraft. Что в нем принципиально не может измениться, на мой взгляд, это сама суть, стержень геймплея. Поэтому нет особого смысла пытаться одолеть WoW на его поле. У WoW в этом смысле огромная фора по всем показателям.
Что может действительно сильно подорвать позиции WoW - это революция в ThemePark-играх. Нечто такое, что мы еще не понимаем, что не произнесено. А может, произнесено, но мощь чего мы пока не осознали. Как, к примеру, то, что предлагает Arena.net в GW2. У Sandbox'ов же, по очевидным причинам, нет шансов собрать действительно широкую аудиторию, которая согласиться развлекать себя сама.
Однако у WoW есть важнейшая черта, которую, на мой взгляд, мало кто анализировал и уделял особое внимание. Тем не менее, я считаю ее определяющей в успехе этого проекта. Но это тема другой заметки. Я вернусь к ней в ближайшее время.
6 коммент.:
Революцию трудно себе представить (на то она и революция :)), и пока что во всех прогнозируемых Дизнилендах больших отличий незаметно. Издаёт же Джерри Брукхаймер почти один и тот же фильм с завидной периодичностью, долгие годы - Близзы могут так же и WoW толкать. Суть попкорна и кресел с откидываемыми сидушками ещё долго не будет меняться.
Как-то так сложилось, что ThemePark проекты боятся революций. Всё действительно инновационное в жанре, имхо, происходит в песочницах. Может быть потому что Sandbox-ам есть за что бороться, и почти нечего терять в области количества игроков :)
Вот как бы максимум ThemePark револючии известный мне - это Rift. Там аж ДВА новшества, да и то не то чтобы совсем уж уникальных, а все остальное - косметические улучшения/изменения подходов из WoW/EQ. Так что "Революция в ThemePark-играх" это для меня звучит несколько очень оптимистично.
Я как раз намного труднее представляю себе революцию в песочницах. Ведь что развивает песочницу, по сути? На мой взгляд, расширение инструментария и вариантов взаимодействия. А это, как ни крути, эволюция.
Тогда как ThemePark - это изначально набор больших условностей и ограничений. Здесь их новое сочетание или привнесение новых элементов вполне способно перевернуть все с ног на голову. Скажем, генерация пользовательского контента (каким образом - это другой вопрос, тут масса вариантов), изменение мира и прочие вещи, заставляющие каждый шард жить отдельной, самобытной и интересной жизнью, где "апдейты" не запланированы близзардом на пять лет вперед. Да, это движение в сторону песочницы, возможно. Но я пока не могу придумать ничего нового. Поэтому не революционер. :)
Мне кажется, надо тогда определится что же понимается под "революцией". Т.е. для меня это некий набор больших новшеств. Новшеств для всего жанра MMO. Причем, новшеств не только "геймплейного", но и чисто технологического характера. Яркий пример в этом смысле революционной игры: EVE.
И в этом же смысле, очень мало революционного во всех AAA ThemePark-ах последних лет. Повторюсь, Rift (на первой бете которого я уже поиграл) впитал очень много, если не все, из того что было интересного в ThemePark-ах последних лет, и даже добавил кое-что новое. Но революцией это не выглядит. Революцией выглядит AA которая все-таки не ThemePark.
В контексте этой заметки, под "революцией" я понимаю нечто такое, что заставит основную массу аудитории переметнуться к революционному проекту. То есть это очень такая, знаешь ли, конъюнктурная революция, которая заставит основную массу игроков сказать "Вау!" и признать, что то, во что они играли до этого, прошлый век.
Не думаю, что что-то может заставить аудитории переметнуться к одному пусть даже по всем аспектам революционному проекту. Время уже не то. Слишком большой выбор игр уже. На любой вкус и цвет. Удачным проектом можно "кусануть" конечно часть чей-то аудитории, но не более того.
Отправить комментарий