Насколько часто вы понимали, что игра развивается не туда, куда бы вам хотелось? Посещало ли вас осознание того, что ничего с этим не можете поделать? Какие действия пытались предпринимать и заканчивалось ли это хоть раз успехом?
В эпоху массового рынка, когда пользователей ММО для солидности принято считать миллионами, любое личное мнение не имеет никакого значения. Даже массовые петиции служат, скорее, клапаном для выпуска пара, чем реальным механизмом влияния. Тысяча разрозненных голосов не звучат сильнее, а еще одна грозная писулька растворяется в бесконечном информационном потоке.
Однако очень часто люди, которые озвучивают даже не самые искренние лозунги, через какое-то время обнаруживают, что произнесенная исключительно для приличия сотню раз ничего не значащая мантра вдруг стала реальностью. Так случается в политике. Так случается везде, где речь идет о реальном взаимодействии с людьми.
Я ни в коем случае не хочу заподозрить руководство CCP, создателей EVE-online, в неискренности их лозунгов. Просто романтика одно, а бизнес -- совсем другое. Соблюдение интересов клиентов неспособно полностью покрыть бизнес-задачи структуры, которая растет с каждым годом. Но лозунги, сказанные когда-то, и направление самой игры вынуждают плести цепочку событий, которая в определенный момент начинает жить своей, совсем другой, жизнью.
Если вы когда-то привлекали людей в игру тем, что этот мир живет по законам игроков, вам придется столкнуться с тем, что в проекте рано или поздно появятся люди, имеющие реальное влияние и авторитет в локальном социуме. Сказанное ранее порождает необходимость также более тесно взаимодействовать с игроками. Когда в 2007 году сотрудник CCP был уличен в подыгрывании одному из внутриигровых сообществ, а компания пыталась при помощи модераторов скрыть всю доказательную часть произошедшего, в EVE разразился первый крупномасштабный кризис, последствиями которых стали увольнения, официальные извинения и создание новой выборной структуры, в которую должны были входить игроки. Этой структуре были даны существенные функции по надзору и влиянию на процесс разработки.
Поначалу это получалось довольно вяло и, скорее, формально. Но, как любой институт, Council of Stellar Management набивал шишки и учился действовать эффективно. А в его ряды с каждым новым сроком переизбрания приходили все более влиятельные игроки, способные эффективно отстаивать права игрового сообщества, а не просто радоваться победе на выбора, теша свое самолюбие.
Буря разразилась несколько месяцев назад, когда разговор между представителями игроков и представителями компании произошел настолько жестким, что его стенограмма долгое время не публиковалась, а стороны пытались договориться о правках текста. Так или иначе, сегодня CEO CCP Hilmar Veigar Pétursson опубликовал открытое письмо, которое начинается так:
За последние несколько месяцев я наконец-то научился смирению. Я много размышлял над недавними событиями ― в результате этих размышлений и появилось на свет это письмо. Надеюсь, что его длина не отпугнет вас, и вы дочитаете его до конца.
Чувство потери контакта с CCP, которое многие из вас испытывают в последнее время, целиком лежит на моей совести; я искренне извиняюсь за допущенные мною просчеты. Сложившаяся ситуация является следствием совпадения многих факторов, но в конечном счете ответственность за нее лежит на мне. Стремясь как можно быстрее раскрыть весь потенциал EVE Online, я забыл о простых, но очень важных вещах ― там, где нужно было проявлять осторожность, я был нетерпелив; там, где мне следовало прислушиваться к чужому мнению, я упорствовал; там, где мне стоило стыдиться, я гордился.
Размышляя, я мысленно вернулся в те времена, когда наша игра была всего лишь смутной идеей. В 2003 году многим казалось, что нам вообще не удастся ее выпустить. Тем не менее мы добились своего ― добились потому, что сделали нечто, совсем не похожее на остальные игры. Нам говорили, что мы никогда не наберем 100 тысяч подписчиков ― но мы легко преодолели этот порог и решили на нем не останавливаться. Прошло всего несколько лет ― и вот мы уже вышли на китайский рынок, начали работу над DUST 514, объединились с компанией White Wolf и приступили к разработке игры World of Darkness. Мы разработали систему Carbon, лежащую в основе всех наших игр, из маленькой фирмы превратились в компанию, на которую работает 600 человек; сейчас в EVE Online играет больше людей, чем живет во всей Исландии. Успех следовал за успехом ― несмотря на землетрясения, извержения вулканов и крах мировой экономики.
В какой-то момент я начал принимать все эти успехи как данность. По мере того, как я убеждался в своей «непогрешимости», я все меньше и меньше прислушивался к коллегам, призывавшим меня к осторожности. Сотрудники CCP и представители сообщества игроков впустую тратили свое время, пытаясь убедить меня в ошибочности некоторых планов; порой я признавал свои ошибки, но не извлекал из них никаких уроков ― и снова наступал на те же самые грабли.
Наконец наши игроки четко и громко ― словом и делом ― дали мне понять, что им это надоело. Признаться, я очень хотел бы повернуть время вспять, услышать все то, что они говорили мне до этого и направить развитие компании совсем по другому пути.
Признаю: я ошибался.Полный текст письма.
Подобный катарсис в проектах, где от мнения и действий игроков зависит если не все, то очень многое, просто необходим. И хотя я для себя в определенный момент поставил крест на проекте из-за личных расхождений со стремлениями разработчиков, заявления, подобные тем, что приведены ниже, вновь пробуждают в моей душе оптимиста надежду:
Мы попытались убить одним выстрелом нескольких зайцев, забыв о том, что достоинства игры из-за отсутствия должного к ним внимания могут превратиться в ее недостатки. Нам нужно починить «нули». Нам нужно починить межгосударственные войны. Нам нужно добавить в игру новые корабли. Нам нужно позаботиться о новичках. Мы должны превратить EVE Online во вселенную безграничных возможностей, без конца и края – я уверен в том, что игра может ею стать.
«Ева» уникальна как по меркам виртуальных миров, так и по меркам мира настоящего. Вы знаете, какой мы ее видим, и мы очень хотим, чтобы быль стала явью ― хотим искренне, всей душой. К сожалению, без тяжелой работы этот путь пройти невозможно; нам придется трудиться, общаться, и, что важнее всего, сотрудничать с вами. Самый важный урок, полученный мною в этом году, звучит следующим образом: EVE Online принадлежит игрокам; мы всего лишь надзираем здесь за порядком. Если мы сможем направить два потока энтузиазма в единое русло и объединить усилия, то наше видение будущего «Евы» станет реальностью.
Надеюсь, я не слишком вас утомил. Вы не раз упрекали нас: «не говорите, а действуйте»; с этого момента мы будем делать то, что обещали, и обещать лишь то, что в состоянии сделать. Другого пути к возрождению доверия и строительству будущего нет и быть не может.
7 коммент.:
К сожалению, про себя не могу сказать, что увидел луч надежды. Слишком мало доверия к ЦЦП у меня осталось, пока что эти слова кажутся мне лишь очередным рекламным трюком :-( Посмотрим, какие дела последуют и как быстро.
Да, поживем - увидим. Если это сказано искренне, то уже одно это действительно заслуживает громадного уважения. Ну а если еще и удастся претворить эту декларацию в жизнь - вообще замечательно. Как бы ни складывались наши отношения с Евой, она уже навсегда останется громадным куском нашей жизни.
А по-моему, это знаковое событие.
Джин "Игра (EVE Online) принадлежит игрокам" выпущен из бутылки. Отныне всем придется с этим считаться.
Не знаю как в игре, но это покаяние интересно звучит на фоне всех остальных ММОРПГ. Которые идут как попало и хз куда. В которых нет игроков, есть лишь "активные аккаунты". Чтож, исключение подтверждает правило.
А "та" стенограмма? Очень бы хотелось таки увидеть о чем они там там поругались.
http://eve-ru.com/blogs/devblog/221
Ну так как, сможет Ева вытянуть звание "лучшей песочницы"?
Отправить комментарий