среда, 11 мая 2011 г.

EVE: Без фальши


Кажется, это было буквально вчера. Осенью 2009 года мы все смотрели официальный ролик к готовящемуся дополнению EVE-online - Dominion. Конечно, в нем было опять все не так, как в реальности - красивые ракурсы, ближние планы, но все равно выглядело захватывающе. Ты чувствовал себя героем фильма о космических боях. Но что совсем выбивало из колеи, так это нелепые диалоги.

Ну, не говорит так никто в EVE. Понятно, что сделано это было для внешних зрителей, которым нужно разжевать происходящее, но нам-то, нам что делать? "Всем, кто меня слышит?". Да это кик из ТС. "Сожгите все"?! Да это прощай роль флиткома. В общем, хотя ролик и был сделан очень красиво, но голосовое его сопровождение вызвало много нареканий. И вот только сейчас я увидел ссылку на "ремейк", в котором изменена лишь часть радиопереговоров. Изменена на реальные.

Ролик был создан довольно давно и, возможно, кто-то его видел. Но если для меня это оказалось новостью, то, возможно, и кого-то из вас он порадует. Не могу не поделиться:


Поразительно, насколько изменение "войсовера" не только убрало фальшь из ролика, но и подняло градус моих лично эмоций. Насколько вообще вот эта голосовая часть является важным, ключевым моментом в восприятии всех, прямо скажем, схематических событий, которые происходят перед глазами реального игрока в EVE. Вспоминается, к примеру, аудиозапись уничтожения одного из первых титанов в игре. Просто голос Туга. Любой, кто хоть немного представляет количество организационных усилий, которые потребовала эта победа, поймет крик в ТС и все эти эмоции. Ну, или вот этот ролик также без реального голосового сопровождения теряет всякий смысл.

Голос игроков становится важной частью игрового процесса. Не только в информационном плане, но и в атмосферном. 

30 коммент.:

Andre комментирует...

Не знаю как всех остальных, а меня до сих пор тяготит голосовое общение в играх. Слишком сильно это влияет на атмосферу игры для меня. Да, это очень удобно в части игровых ситуаций. Но в простом общении буковки, над которыми можно подумать, которые сохранятся, когда ты отходишь от компьютера, которые не дадут в пылу ляпнуть лишнего - они мне гораздо ближе.

Anton комментирует...

Да, реальность удручает.

Atron комментирует...

Андре, нет ничего идеального. Поэтому и голосовое общение имеет свои недостатки. Впрочем, если учесть то, что для меня лично в играх важнее всего узнать реальных людей, твое второе замечание как раз является не минусом, а плюсом. ;) Для меня.

ARX комментирует...

Да уж, слушать тимспик на КТА для меня, пожалуй, было сложнее, чем на само КТА собраться. Меня реальность эфира как раз сталкивает с тем "большинством", которое я в своей полу-соло игре не хотел бы замечать. 7С тут скорее исключение, и наши разговоры тут вообще брать в расчет не стоит...

Anton комментирует...

Вот именно, люди в ММО - это и радость, и печаль. Зависит от того, какие люди. И в обоих примерах кричат, хамят и психуют люди, с которыми я не хотел бы в одной игре находиться.

Что происходит в голосовом чате 7С я не застал ;)

Atron комментирует...

ARX, но что может быть ценнее, чем реальность? Игра - это эксперимент на практике с людьми в иных условиях, остающимися людьми. Мне нравится то, что через всю эту игровую картонность и постановочность лезет вот эта реальность. Такая, какая есть. Что вместо демократии в эфире космического флота звучит вот это "SHUT UP!!". Потому что это правда. Потому что всем нужно заткнуться, если не фантазировать, а делать. Потому что на вас наорут, если вы тот самый винтик в огромном космическом флоте. Это надо принять, если хочется быть частью большого флота.

И, справедливости ради, многие люди, включая Туга, с которым, правда, я общался только на форуме, мне не кажутся хамами или психами. Я знаю эту игру, я знаю, какого нервного напряжения она требует, и я знаю, что многие ведут себя очень достойно, хоть и не похожи на выпускниц Смольного, да. Безусловно, EVE меня стала напрягать в определенный момент вот этими обязательствами и уважением к тем, кто реально выкладывается на полную катушку, потому что кто-то должен. Я попал в жуткую западню, заключающуюся в том, что я не могу быть в игре и делать меньше тех людей, которых я уважаю. Взять того же Айю, хотя наши точки зрения не во всем совпадали. Но это очень ценный и реальный опыт, который я не променяю на сотни книжек и бравых историй.

Anton комментирует...

Ат, ну этого опыта каждый день в маршрутках и магазинах хватает, для баланса нужны книжки и бравые истории :)

Atron комментирует...

Антон, ну, честно, не стоит представлять эмоционально взвинченных большой ответственностью людей трамвайными хамами. Это не так. Фальшь в любом виде - это бесполезная пыль. Если мы хотели узнать, как быть пилотом в диком космосе, на 0.00001% узнать, то нужно пробовать и делать выводы. Этим меня MMO и привлекают.

Anton комментирует...

Ну вообще да, разные цели в играх, об этом важно помнить :)

Мне трудно себе представить человека, добровольно идущего в игру, чтобы его потом там довели до такой ручки, что он будет орать на тех, с кем он оказался в одной команде (YOU ARE TERRIBLE! в одном случае, и BITCHES! в другом). Наши давние обсуждения книг (пусть даже и Асприна) на вершине горы в ЛА2 гораздо ближе к качественному времяпровождению, по моему субъективному мнению.

И, как когда-то показал рекламный ролик к WoT, мало кому надо знать, "как быть такой-то профессией" ;) Даже самый знаменитый сантехник (Марио, а не Джо Кокер) так многим полюбился не из-за стояния по пояс в канализации.

Но!!! Я понял твою точку зрения, спасибо!

PS А мне интересно, тот, кто делал ролик, делал это, чтобы "убрать романтику", или чтобы добавить? Тебе круто добавило, я-то вижу.

Atron комментирует...

Каждый играет в свою игру, да. И каждый вытягивает настолько, насколько возможно. Когда ты ведешь двадцать, всего двадцать отставших кораблей просто в travel-mode и командуешь им "разгон на такие-то ворота - варп - не прыгать - ждем - пропрыг" - это просто элементарная операция. Ты слушаешь тимспик, ты слушаешь доклады разведчиков, все, вроде, спокойно, но ты волнуешься, потому что в игре есть большие штрафы за ошибку. Если все они потеряют корабли, виноват будешь ты. И это элементарное действие, в котором вообще не нужно особо думать. Что говорить о руководстве операцией в которой задействованы сотни людей? Здесь нельзя говорить абстрактно - "ты накричал на свою команду". В этой команде сотни людей, эти люди в реально стрессовой ситуации, с ними не получится по-доброму.

Я, честно скажу, в некоторых ситуациях просто замолкал... Мифри мне говорила прямо - ты не можешь командовать, ты теряешься. Это правда. И это было интересно понять. И над этим интересно работать. Потому что обычно в тех самых книжках - это такой антигерой. Некий сопливый офицер, который в трудную минуту, козел, впадает в ступор. И ты, конечно, на него злишься, когда читаешь. Так вот это был я. В простой игровой ситуации без опасности для здоровья или жизни. Я растерялся. И не раз. И до сих пор над этим работаю, потому что не хочу это принимать.

Соответственно, я с большим уважением отношусь к людям, способным взять на себя управление другими людьми, не впадать в ступор, приводить к победе и достойно принимать собственные поражения. Но да, это сопряжено с криками, с эмоциями, когда команда состоит из многих людей. Тем не менее, игроки в EVE всегда благодарны тому, кто берет на себя командование и делает это достойно.

Да что говорить о больших группах. Даже мы иногда рычим сейчас в команде из 5-7 человек, где все друзья, слова мата не услышишь никогда. Но нет-нет, да проскочит раздражение, упрек. И над этим всем, думаю, стоит работать. Это реальность, да. Это эмоции. И если мы добьемся классного, спокойного взаимодействия - это будет наша победа. Мы, собственно, к этому стремимся каждый день.

Atron комментирует...

Пояснение: Рычим на Поле Боя в пылу сражения, а не просто так, сидя на холме. :)

Anton комментирует...

Рычим-то рычим, но это можно по-разному трактовать. Я вижу избыточное погружение в мифологию игры, и уход от реальных ценностей. И я знаю, что тоже могу этому поддасться - поэтому и стараюсь в нужный момент (а вообще-то раньше) выскочить из "Глубины". Я не её.

Кстати, в ступор люди впадают и если без перерыва на них орать. Так что считать это "умением справляться с критической ситуацией" у меня не получается.

Atron комментирует...

Антон, но суть-то игры в том, чтобы попробовать себя в других условиях. Не с другими ценностями как раз. Чтобы испытать свои ценности, в какой-то мере собственную самоуверенность в других условиях. Работа с большими массами - это работа с очень разными людьми, далеко не всегда внимательно тебя слушающими. Что уж говорить о бое, пускай и виртуальном. Я не говорю, что при этом нужно стать монстром, я как раз не об этом хотел сказать и не это хотел в роликах показать. Хотя, похоже, получилось иначе. Но я хочу сказать, что в большом бою, где задействованы сотни людей, надо кричать и надо смириться с тем, что будут на тебя кричать. Я просто не знаю другого способа, честно.

Повышенный тон голоса, многократные повторения, еще повышение голоса, если не видишь результата. Это практический опыт. И мое уважение к флиткомам, включая нашего Ру, кстати, держится на том, что они никогда не повышают голос, когда это лишнее. Разные темпераменты, конечно, у разных людей. Когда командовал Ру, люди вообще говорили, что он как сытый удав вещал. :) Но части казалось, что Ру был недостаточно расторопен. Опять же, из-за манеры говорить. Но это я все к чему - вот такая она, EVE, совсем не такая, как в титульном ролике.

Анонимный комментирует...

Восприятие сетевых игр с использованием голоса и без оного - разное, это однозначно. При должном подходе, можно играть как угодно, с переменным успехом в обеих случаях. И наличие коллективного войса не означает, что теперь вашей группе все нипочём. Это лишь шаг к более эффективным средствам коммуникации в группе. Крики и эмоции можно видеть в чате до/во время/после всяческих событий в виде текста точно также, как и слышать все тоже самое ушами, все упирается лишь в дисциплинированность группы (и скорости набора текста, пожалуй). Команды флиткома могут с одинаковым шансом затеряться как в бесконечных строках флуда в чате, так и в море ненужных выкриков/случайных активаций/етц в войсе. Использовать войс в играх просто удобней, потому что руки всегда остаются на управлении. Попробуйте в сетевой командный шутер поиграть без войса, как выйдет?

И еще.. Мне лень доставать школьную тетрадь по информатике, но я попробую процитировать по памяти. "Информация должна быть - правдивой, полной, актуальной". В динамическом окружении текстовая информация очень быстро перестает быть актуальной ;)

Sergey Nemchinskiy комментирует...

Ребят, нам очень понравился ваш блог, я его даже слегка пропиарил в последней статье. Извините, что немного оффтопик, просто не знал, куда написать. В общем - давайте дружить ссылками :)

Atron комментирует...

Да-да, я как раз комментарий в вашем блоге писал, когда получил уведомление о комментарии. Ссылку размещаю немедля, так как с недавних пор читаю ваш блог тоже и собирался это сделать. Берегите себя и свои нервы в Даркфолле. :)

Анонимный комментирует...

Звучит отталкивающе. Записи Туга место рядом с «Диспел-диспел-диспел...» и «Иммолейт Импрувед». Участвовать в таком не хочется, я другие эмоций ищу, а сами достижения со стороны выглядят ещё виртуальнее, когда за них так переживают.

ARX комментирует...

В реальности масса вещей, с которыми сталкиваться мне бы не хотелось. Я не отрицаю, что такие вещи есть, просто не считаю возможным\нужным\интересным\честным в них участвовать. Поэтому, добровольно, в рамках свободного досуга, странно записываться в такое вот КТА и слушать этот поток, возможно и очень уместных, ругательств. Чтобы ощутить реальность можно пойти в гоп-компанию, связаться с реальными пацанами, сесть в тюрьму, и всё это будет реальность, но разве это ценный опыт? Кто-то так и считает, и у меня было очень стойкое ощущение, что в КТА была масса именно таких же людей, хотя это конечно не так, но собираясь вместе они все вместе опускались до уровня самого примитивно мыслящего члена стаи, и флитком вынужден был со всеми говорить на понятном самому глупому и неадекватному в его представлении человеку. На самом деле это грустно, если такой подход - единственно возможный...

Atron комментирует...

Мне кажется, мы как-то сильно все низвели до уровня гоп-компании. Вам, конечно, виднее, и, возможно, я зря вставил трек Туга, хоть не считаю его плохим и каким-то примитивным. Вот бейте меня, да. Может, я примитивный, допускаю. Вопрос не в том, что хочется пойти к гопникам и не тот опыт я искал, не тому опыту рад. В этой заметке я действительно был рад услышать реальный стиль речи флиткома, особенности произнесения команд, повторения, особый эмоциональный оттенок. Поверьте, сказать в том состоянии, какое бывает у человека, руководившего сотнями людей, "YOU ARE TERRIBLE!" - это круто, снимаю шляпу. Опять же, можете в меня кидать помидорами. Для меня все это не звучит отталкивающе. И я не считаю флиткомов гопниками или предводителями гопников. Нет, есть отдельные, как и везде, но далеко не все.

Каждый из нас может воротить нос. Имеет полное право. И не обязан пробовать быть флиткомом или хотя бы представить это. Но вот мне хотелось когда-то, не получалось и я представляю эту нагрузку. И я понимаю, чего стоят люди, которые готовы в свободном режиме на досуге брать на себя подобную ответственность. В конце концов, это активная среда, важно помнить. Пассивная роль в активной среде тоже не слишком логичная позиция, согласитесь. Я часто провожу параллели с походом, который является примером активной среды. Пассивное поведение в походе меня тоже удивляет. Но это я говорю не в качестве претензий. В конце концов, очевидно, что ММО менее требовательная чем поход среда.

Я хочу вернуть дискуссию к первоначальной мысли. EVE - это игра про массовые баталии космических кораблей. Люди, управляющие этими баталиями, организующие людей, мотивирующие людей - это местные знаменитости. И, на мой взгляд, при всем моем очень неоднозначном отношении к EVE, как виртуальной среде, я считаю, что это действительно яркие и интересные люди, в большинстве своем. Ну, а то, что цели, на которые они прикладывают усилия, кажутся смешными, это вопрос глубоко философский. Мне прикладывание усилий на бесконечное накопление денег тоже кажется субъективно смешным. Однако ж дело это почетное и популярное.

Анонимный комментирует...

Единственно возможный? Неее..
http://www.youtube.com/watch?v=GlAMjubi2O8&feature=player_embedded
Как пример.. Не ММО, конечно, но принцип тот же. Всё упирается в дисциплину.

Atron комментирует...

Принцип все же не совсем тот же. В EVE слишком велика цена ошибки. Это не номинальный проигрыш, влияющий на статистику, это иногда тысячи долларов (или тысячи часов игровых усилий), вылетающих в трубу за час. Причем многое сделано, как я когда-то говорил, в виде симулятора издевательства над Золушкой. То, что спокойно можно автоматизировать, делается вручную или через огромные электронные таблицы, составленные самими игроками. Да, это часть игрового процесса, если отбор зерен разных злаковых, намеренно насыпанных на пол и перемешанных, является игровым процессом. И да, этим можно "занять" надолго. Но доставка нужного фита и складирование кораблей, само по себе, задача нетривиальная. Это если мы опустим момент добычи всего необходимого или просто денег на их приобретение. Грубо говоря, действует принцип "сложно добыть - легко потерять". При ошибке теряешь все. Ошибка флиткома - теряют все. Совсем теряют. Корабли, их оборудование, улучшения. Все превращается в звездную пыль, тебя самого расстреливают и ты оказываешь в клонилке за десятки прыгов от точки боя. Без корабля. Просто потому что флитком "ступил" или "скомандовал не то". О массовых потерях кораблей класса "дредноут" или "титан" я вообще молчу. :)

Den комментирует...

Поддержу Ата: когда осознаёшь, сколько усилий требует организация подобных сражений, как много стоит на кону и какой мелочи достаточно, чтобы обратить всё это в пыль - эмоции Туга кажутся более чем естественными.
И по поводу ролика из сетевого шутера - помимо абсолютно несравнимой цены ошибки, я увидел мелкомасштабный бой, участники одной из сторон - скорее всего одна маленькая группа друзей (корпа/гильдия), все участники прилагают усилия для достижения одной общей цели (в отличие от рандом-БГ в ВоВе, к примере) - в таких тепличных условиях чего нервничать-то :-)

Anton комментирует...

Да, в АрмА2 другая романтика. Похоже на то, что люди ещё и получают удовольствие от происходящего. Игра, всё же. Хотя я там противников так и не разглядел (как и когда пробовал дему :)).

ignir комментирует...

Ок, эмоции настоящие, люди стоящие. Ну пусть и стоят себе где-нибудь, где меня нет.

АрмА2 - красавица. Надо попробовать, тем более, что я аж двоих противников заметил. :)

Atron комментирует...

Это я не упрямлюсь и не стремлюсь сказать последнее словно, честно. Просто пришел домой и посмотрел приведенный выше АрмА2-ролик со звуком до конца. На 5:18 в интонациях и выражениях командира никого ничего не напрягло?

ignir комментирует...

5:18 заметил. Не напрягло.

Анонимный комментирует...

То, что эмоции естественны, что много стоит на кону - это понятно. Только это не оправдывает поливание грязью всех присутствующих в голосовом канале. Дисциплинированный и культурный человек, имея под рукой кнопку активации микрофона, не начнет её зажимать и рассказывать всем поголовно, какие они ущербные. В голове пускай и подумает, но на кнопку нажать рука не потянется. Одно дело повысить голос и темп в пылу боя, другое дело устраивать черти что.

При всем при этом, нормальный командир ВСЕГДА берет вину на себя. Он всегда её осознает. И будет кричать в первую очередь на себя, не трогая кнопку активации микрофона.

Atron комментирует...

Я запутался. Какой из трех приведенных роликов с реальными голосами мы обсуждаем? :) И какой конкретно момент в нем.

Gmugra комментирует...

Понимаете, в армии, например, можно подойти и раздолбаю, который всех подставляет, и в зубы дать. Не красиво, цинично, но вот он - способ воздействия. А в EVE, во флоте в 200 рыл из 15 стран с коммуникацией в TC в зубы никому не дашь. И организовать эту хаотичную толпу можно только словом. И если вы думаете, что там работают нежные расшаркивания то вы глубоко заблуждаетесь.

Не надо винить флиткомов, они в большинстве своем нормальные, вежливые люди. Жесткий и грубый стиль командования это , к сожалению, необходимость. Либо флитком жестоко гнёт линию, либо флот рассыпается как карточный домик. Это не флиткомы плохие - это флит такой. се ля ви.

EVE была очень серьезным социальным опытом. Далеко не всегда приятным, но... Харкорная игра, очень, да.

Den комментирует...

Да, в 05:18 товарищ командующий явно начал срываться. Думаю, что ещё полчаса-час подобного нервного напряжения - и от Туга было бы не отличить :-)

Отправить комментарий