воскресенье, 17 июня 2012 г.

KSP: Приключения на орбите


По просьбам товарищей я начинаю серию заметок об игре Kerbal Space Program, хоть она и не имеет отношения к ММО. Я уже писал о ней раньше, и теперь немного подробнее расскажу о некоторых приключениях вместе с зелёными человечками.

Вкратце об игре: собираем из деталей ракеты и запускаем их в космос, летаем на луну и обратно, красочно взрываемся и терпим неудачи из-за силы притяжения. Тем, кто раньше не видел KSP, лучше многих слов о ней расскажет очередное видео от поклонников:


Игра впечатляет лёгкостью вхождения и пусть упрощённой, но относительно честной  физикой. Ей не нужны многостраничные руководства, достаточно немного внимания и здравого смысла (или безумной фантазии).

Сегодня вас ждёт история в картинках.

Затерянные в космосе

Недавно в гости заглядывал мой старый друг М, и я воспользовался случаем продемонстрировать ему эту игру. Он был очень впечатлён и, немного разобравшись с деталями, с жаром принялся конструировать. Первые творения либо отказывались взлетать, либо не достигали сколь либо значительных высот. После нескольких попыток получился способный выйти на орбиту корабль. Однако необдуманные эксперименты и неважные знания теории орбитальных полётов привели к несчастью: капсула с экипажем без двигателей и топлива оказалась на наклонной вытянутой эллиптической орбите вокруг Кербина.

Несколько дней, проведённых вдали от Салема, позволили мне спланировать и осуществить спасательную операцию по возвращению затерянных в космосе зелёных человечков! Самым долгим этапом подготовки стало проектирование спускаемого модуля для спасательного корабля.

Стыковка в игре пока не реализована, а необходимость нести клешню для захвата неуправлямой капсулы не позволяет использовать обычный парашют для возврата командного модуля спасателей. Поэтому я использовал новые детали, появившиеся в версии 0.15, и сконструировал спускаемый аппарат в виде планера. А ракету-носитель для вывода на орбиту я собрал по давно отработанной технологии.
И вот он, спасательный корабль для окрестностей Кербина - Squid Ranger II.

Изменение наклона орбиты - это один из самых энергозатратных манёвров, но все приготовления закончились как раз тогда, когда орбита затерянной капсулы расположилась над космодромом. Условия для запуска оказались самыми благоприятными. Корабль вышел на орбиту с почти нужным наклоном.


Чуть позже я скорректировал разницу в несколько градусов между плоскостями орбит.

Небольшой помаркой стало то, что перигеи орбит оказались не совсем совмещены. Однако, я старался компенсировать эту разницу всеми последующими манёврами.



Свести два корабля на орбите "на глазок" довольно тяжело. Поэтому я провёл почти час за орбитальным калькулятором. Сравнить параметры орбит, посчитать, сколько витков нужно сделать спасателям перед коррекцией орбиты, насколько нужно изменить орбиту, чтобы два корабля прибыли в перигей одновременно.

Встреча на орбите

Полный оборот корабли совершают за часы реального времени, но к счастью игра позволяет его ускорять и сжимать ожидание до минут. После коррекции к концу очередного витка корабли сблизились менее чем на сто километров. Радар потерянного модуля засёк спасателей. Помощь близка!

В перигее корабли несутся со скоростью более 2 км/с. Любая ошибка - и они снова разойдутся. Я дал очередной импульс, чтобы максимально совместить орбиты кораблей.

В середине пути к апогею я провел серию небольших коррекций, ориентируясь визуально на траектории. Целью было максимально совместить их в апогее - там минимальные скорости и легче всего контролировать сближение.

Благодаря этому на подходе к апогею корабли сблизились. Спасатели двигались чуть медленнее, и потерянная капсула медленно, но верно догнала их. Скорости различались буквально на пару метров в секунду. Есть визуальный контакт!

 Медленное сближение спасателей с капсулой продолжалось, корректируемое маневровыми двигателями.

Спасатели провели окончательное выравнивание кораблей маневровыми двигателями и захватили неуправляемую капсулу "клешнёй". Вблизи апогея как раз находится одна из наиболее благоприятных для коррекции орбиты областей. Один аккуратный импульс главных двигателей, и орбита капсулы снижается настолько, чтобы она вошла в атмосферу планеты. Теперь космонавты могут облегчённо вздохнуть - им обеспечен путь домой.

После этого корабли расстыковались, и спасатели вернулись на устойчивую орбиту.

Возвращение домой

Командный модуль незадачливых космонавтов вошёл в атмосферу над ночной стороной планеты. Снижение и последующее раскрытие парашюта прошло без проблем.

 
Капсула, всего пару сотен километров не долетев до космодрома, мягко приземляется на побережье.

Космонавтам придётся подождать, пока за ними прилетят или приедут - это станет моей следующей миссией!

А мы вернемся к спасателям, ведь их история ещё не закончена.

Рейнджеры, любуясь рассветом над родной планетой, провели последние корректировки орбиты, затормозили, скруглили её и легли на курс снижения ко второстепенному горному космодрому. Перед входом в плотные слои атмосферы корабль избавился от не нужных больше орбитальных двигателей и клешни, и спускаемый модуль начал планирование.

Найти его теперь не сложно - прямо на него указывает лиловый навигационный маркер.

Планер отлично управляется и плавно скользит по воздуху, покрывая примерно 60-80 метров на каждые 10 метров потерянной высоты. На подлёте обнаружился неприятный сюрприз: на втором космодроме нет посадочной полосы!


Однако, для лёгкого планера это не стало большой проблемой. Раскрылись аварийные парашюты, и самолётик плавно опустился на зелёную траву. Правда, капитан перенервничал, перетянул на себя ручку при посадке, и корабль лишился хвоста. Экипаж не пострадал. Ночная посадка оказалась успешной.



На этом маленькая история космических спасателей окончена. В следующей заметке я более подробно остановлюсь на авиационной части игры и подберу наших космонавтов с места приземления.

Демо-версию игры можно бесплатно скачать вот здесь. Удачного конструирования и полётов!


14 коммент.:

Anton комментирует...

Андре, я в шоке. Это великолепно! И, хоть ты теперь отпугнул меня от игры навсегда, я буду восторгаться наблюдением её успехов издалека :)

beshere комментирует...

Во... Поживее Орбитера.

Эх, 1998 год. У меня своя BBS, я не знаю что такое ММО. Пишу многопользовательскую игру. Сюжет - у каждого юзера типа космической станции, которую он может туда сюда гонять по орбите.

Даешь ММО космосим!

Анонимный комментирует...

http://hazeron.com/ - это и к космосиму, притом не аркадному, а скорее в духе СтарТрека и к ММО.

Andre комментирует...

Антон, а что же такого страшного? :)

Кривая обучения в этой игре весьма дружественная и пологая. Небольшой порог на входе получился в 0.15 из-за добавления самолётных деталей в одну кучу к ракетным, но в их описаниях всё есть. Кроме того, предлагается встроенная обучалка основам.

Строишь первые ракеты. Они не взлетают. Потом взлетают, но разбиваются. Следующие хорошо летят, но кончается топливо. Дальше ты вылетаешь за пределы атмосферы и грациозно плюхаешься в океан. Потом приходит понимание, что кроме вертикальной скорости на орбите нужна и горизонтальная. Снова недостаточно топлива. И вот очередная попытка - ракета на орбите. После этого остальное даётся проще и проще. До полёта к луне уже не далеко. ;)

Anton комментирует...

Ну, вот всё это освоение, да :) Я в одну из демок играл, интересно было, конечно же. Всё думаю дома поставить и с детьми поразвлекаться. Но сидеть над орбитальным калькулятором я вряд ли сумею :) Да и продумать планер, который реально будет лететь — это высший пилотаж умственного труда, по-моему!

Andre комментирует...

На самом деле, на то он и калькулятор, чтобы большую часть вычислений делать :) В этой истории из всего множества выдаваемых им данных мне понадобились только времена обращения по орбитам, чтобы одновременно вывести корабли в точку встречи. На глазок это сложно.

Для полёта на луну калькулятор необязателен, всё можно сделать путем экспериментов. А про самолётики, которые тяжело мне даются, я расскажу в следующей заметке на неделе.

DrWowa комментирует...

перегей, апогей..скорее уже перекербин и апокербин :)

Ranger комментирует...

Трям!

KSP версия 0.14

Экипаж №1: Bill — пилот, Jebediah — капитан, Bob — бортинженер.

Экипаж №2: Desdrin — пилот. Eslby — капитан, Cornie — бортинженер.

Экипаж №3: Raysted — пилот, Sherbart — капитан, Newble — бортинженер.


Jebediah капитан-космонавт, человек-легенда, человек-улыбка — даже когда ракетоноситель Big 3 разваливался на части в стратосфере Kerbal`a, он продолжал улыбаться в эфир и уверенным голосом говорить, что всё хорошо, полёт идёт нормально, есть небольшие проблемы с носителем... и это в тот момент когда весь центр KSP был в ужасе, бортинженер Bob в истерике, пилот Bill читает отче наш... (*1).
Все думали что капитан просто тронулся умом, но всё оказалось наоборот, Jebediah абсолютно хладнокровно продолжал управлять кораблём, успев отключить 6 из 9 несущих двигателей и отстрелив все 3 ступени дать форсаж маневровым двигателем корабля, вырывая его из прожорливого огненного облака в которое превратился носитель. С тех пор улыбка не сходит с его лица, доктора говорят последствия стресса, но Jebediah теперь просто радуется каждому мгновению жизни.

И вот спустя два года Jebediah шёл по коридору KSP и улыбка его была тусклой, пока его никто не видит он мог себе это позволить, тем более что ему предстояло расстроить бортинженера — носитель Sauri 1 спроектированный лично Bob`ом будет управляться экипажем №3, а не №1, в KSP столь жестокий выбор объяснили тем, что не могут рисковать столь ценным экипажем — первый облёт Kerbala (носитель Big 3, корабль Mini 1) (*2), первый полёт к спутнику Kerbal`a Mun (носитель Gepard, корабль Titan 1) (*3), первое прилунения (носитель Titan, корабль Titan 2) (*4). Экипаж №1 стал достоянием страны и теперь ему приходится бороться не только с космосом, но и со СМИ, толпой по ошибке именуемой обществом, правительством - хотя какой там бороться, они могут только брыкаться...

Вспомнив первый полёт к Mun капитан снова засиял улыбкой, в тот раз они не просто облетели Mun — стоит Bill`у выйти в открытый космос и он становится копией своего капитана (весёлым и при этом хладнокровным и расчётливым), именно он уговорил их сделать посадку на поверхность спутника, так как Gepard вывел на орбиту Mun просто колоссальное кол-во топлива, посадить корабль не получилось хоть Bill и показал экстра класс пилотирования (корабль не был предназначен для посадки и не имел средств для выравнивания кроме основного двигателя), посадка не удалась из-за большой боковой скорости, одно крыло корабля не выдержало и сломалось... Jebediah в очередной раз спас экипаж молниеносной реакцией отстрелив остальные два крыла и дав полный газ, но не смотря на это экипаж был в восторге, они таки коснулись поверхности Mun. В космосе они чувствовали себя свободными.

Ranger комментирует...

Как только Bob увидел лицо капитана он всё понял, хоть Jebediah и пытался выглядть весёлым, но его экипаж пережил с ним слишком многое, чтобы он смог от них утаить свои чувства.
- Ну уже НЕТ! Я спроектирую лёгкий и быстрый носитель Sauri 2 и корабль Sauri 1, которым управлять сможет только такой асс как Bill и у них просто не будет выбора кроме, как отправить наш экипаж.
- Только сначала закончи корабль Titan 3, как никак первый корабль для перемещения орбит исскуственных спутников. Старт обоих кораблей запланирован на следующую неделю, так что постарайся успеть.
- Есть капитан!

Корабль Mini 2 пилотируемый молодым экипажем №2 был в космосе уже 4 часа, носитель Sauri 1 отработал на отлично, система центральной подачи топлива из первой ступени одновременно на двигатели первой (9 двигателей) и третей (6 двигателей) ступени отработала почти без сбоев, был небольшой крен перед отстрелом первой ступени, но 6 маневровых (третья ступень) и 3 ускорителя (вторая ступень) легко с этим справились. Сейчас от Sauri 1 осталась только третья ступень с 6 маневровыми двигятелями и тремя баками горючего для них, что позволит погасить скорость за счёт носителя Sauri 1, тем самым оставляя весь ресурс топлива корабля Mini 2 для прилунения и возврата на Kerbal.
О такой эффективности своего детищя Bob и не мечтал, но даже при такой мощьности носитель Sauri 1 не сможет вывести и разогнать корабль Titan 3, поэтому в ангаре KSP под его руководством собирали носитель Titan 3 и уже третьи сутки шла стабилизация конструкции.

9 час полёта корабля Mini 2, центр KSP в хаосе, корабль Mini 2 разбился при посадке. Скорость прилунения была слишком большая, посадочные ноги ушли в грунт и корабль повредил двигатель, капитан Eslby, видимо в приступе паники, отстрелил все ступени и раскрыл парашут! Теперь забрать их с поверхности Mun не имеет смысла, так как они не смогут без парашута приземлится на Kerbal. Bob клял себя за то, что не смог переубедить инженеров и они поставили на Mini 2 малый маневровый, а не полноценный маневровый, да им сложнее управлять, но его мощьности хватилобы, нужно было бак меньше ставить, нужно было...
- Bob! Очнись!
Капитан Eslby, пилот Desdrin, бортинженер Cornie — они все погибнут из-за того что он небыл достаточно убедителен... его кто-то трясёт... капитан? Он улыбается?!
- бортинженер экипажа №1 Bob! корабль Titan 3 сожет приземлится на Kerbal целиком?
- … шесть малых маневровых двигятеля... четыре бака, плюс три малых бака, плюс четрые бака RCS, плюс две SAS системы... Если добавить шесть парашутов на боковые баки и садится хотябы с половиной топлива, на ровную местность, то корабль должен выдержать... да зачем тебе это на... ох отсек для захвата исскуственного спутника! я в ангар, через час всё будет сделано, ещё два часа на проверку носителя Titan 3, Bill будет в востогре, первая посадка космического корабля на Kerbal, да ещё и с модулем от другого корабля на борту!
- Экипаж №2, говорит капитан экипажа №1 Jebediah, мы идём за вами! Держитесь!

*1 - точно в такой же ситуации погиб экипаж №2 на носителе Big 1.

*2 - первый облёт Kerbal`a с удачным приземлением, правительство до сих пор замалчивает тот факт, что экипаж №1 на самом деле экипаж № 16 — все предыдущие уже погибли, последним погиб экипаж №3, взрыв носителя Big 2 на стартовой площадке (последний раз когда использовался этот вид носителя). После этого №16 стал №1 сформировали ещё два экипажа.

*3 - экипаж №8 навсегда затерян в просторах космоса, №12 сделал облёт вокруг Mun, но не смог вернуться к планете и был затянут солнцем.

*4 - статистика неудачных прилунений настолько ужасна, что её полностью засекретили.

П.С. Извените, чё-то прорвало меня, с трудом смог себя остановить ибо я могу про эту игру очень много писать. Да и звеняйте за моя рускый языка :) .

Ranger комментирует...

хмм я так понимаю коменты ушли в спам, Atron/Andre, если сочтёте их интересными, то вытяните?

Ranger комментирует...

упс - забавно, блог сам живёт :)

Atron комментирует...

Шепчет себе под нос: Почему никто не ценит мою оперативность в борьбе с блоггерозлорезкой и приписывает мои достижения ей же. :)

Ranger комментирует...

низкий поклон вам Atron.

Ranger комментирует...

Ах да, забыл про экипаж №3 - корабль Titan 3 разрабатывался, для корректировки орбиты исскуственного спутника, выведенного на орбиту Kerbal`а экипажем №3 на носителе Gepard. Всё прошло успешно, но был допушен просчёт в мощьности отстыковки + массы корабля и спутник вместо орбиты с разницей перегея к апогею в 5 метров отклонился до разницы в 50 метров... но объстоятельства сложились так, что корабль Titan 3 был испытан, как спасательный :)

Отправить комментарий