среда, 16 ноября 2011 г.

EVE: Молчание Вселенной


Silentium Universi -- термин, под которым взрослые скрывают свои детские обиды на то, что не прилетает волшебник из глубокого космоса и не выходит на связь, вспомнился мне в контексте комментариев к первой попытке освоения холодных звезд EVE-online Дэквеном. Среди прочих мыслей читателями высказывалось удивление по поводу того, что практически не существует блогов, посвященных EVE. Я попытался поделиться собственной версией причины такого Молчания Сети, но, как это обычно бывает, очнулся на двенадцатом абзаце и понял, что пора превращать тыкву в заметку.

Дэквен, конечно же, должен писать как можно подробнее о своих впечатлениях. Этого, уверен, действительно ждет большинство его читателей. Во всяком случае та часть, которая не зашла через поиск руководств. То есть по-настоящему интересующиеся, а не представители Общесетевого Броуновского Движения, которое так любят ловить и превращать в большие но абстрактные числа современные блогеры. И не армия фанатов, которая рыщет в поисках новой похвалы объекта своего текущего интереса, чтобы компенсировать отсутствие собственного эмоционального заряда из-за небольшой емкости внутренней батарейки с надписью “воображение”.

Я тоже, затаив дыхание, жду прекращения многодневной информационной блокады от Дэквена. По двум причинам. Хочется, конечно, чтобы один из моих самых любимых онлайновых миров понравился. Детское чувство мнимой сопричастности, когда показываешь кому-то что-то интересное, клевое и через то, что ты заметил это первым, ощущаешь собственную близость к создателям.

Но это, конечно, пустое. Действительно важной остается вторая причина: мне хочется увидеть распахивание горизонтов онлайновых миров. Хочется увидеть этот свет в глазах от ощущения бесконечности, способной быть бесперебойным источником энергии для людей с хорошей емкостью той самой батарейки. И я говорю сейчас не конкретно о EVE-online, а о выходе за пределы одного проекта. Хотя Дэк выходил уже в открытый космос межпроектных перелетов, я хотел бы, чтобы с ним в очередной раз это путешествие совершили читатели, свыкнувшись с мыслью наличия жизни за пределами их уютного дома.


Осознание безбрежного космоса различных ММО-миров способно подарить не только радость первооткрывателя. Оно способно наделить человека большей свободой и, как следствие, большей требовательностью к тем, кто эти миры создает. Такой человек больше не зависит от конкретного разработчика, не ведет себя словно владелец небольшой квартирки в многоэтажке, находящийся в полной зависимости от разнообразных коммунальных вампиров, всегда желающих взять и далеко не всегда спешащих что-то давать. Предвосхищая невольный вопрос, отвечу -- нет, у меня дома тепло, светло и уютно, но тем не менее. Многие из нас по эту сторону монитора как раз в такой ситуации. И она не самая приятная. Так зачем же загонять себя в те же рамки там, где можно быть свободным?

Но поговорить я хотел о причинах отсутствия серьезной блогерской армии EVE-игроков. Моя затянувшаяся преамбула была посвящена тому, чтобы объяснить -- писать о EVE много и интересно в блоге вполне можно. В основном для тех, кто находится за пределами этого мира. Такое описание может быть очень увлекательным. Оно может оказаться входной дверью для сотен игроков, даже спустя много лет. И все же позвольте поделиться с вами мнением человека, прожившего (у меня не повернется язык сказать “игравшего”, хорошо это или плохо -- судите сами) в EVE более четырех лет.

Игрокам EVE-online есть что рассказать друг другу. Мало того, фантазией и умением писать они не обделены. WoW, к примеру, считается очень популярным проектом, но вот недавно я прочел у Дэквена о конкурсе рассказов, которые, увы, принимались только на английском языке. В EVE на моей памяти таких конкурсов было три. Исключительно на русском языке. С ценными внутриигровыми призами. CCP, разработчик игры, не имели к ним никакого отношения. Все, от начала и до конца, было организовано самими игроками: заданная тема, состав жюри, призовой фонд.

EVE-ЛИТ-RU #1
EVE-ЛИТ-RU #2
EVE-ЛИТ-RU #3

Вот вам чтения на пару дней, как минимум. Качество рассказов, понятное дело, разное, так как в конкурс принимались работы всех желающих без особого фильтра. Тем не менее это даст вам представление о том, что за люди играют в EVE. Играют, но, как правило, не пишут об этом в блогах. Тогда как на форумах, посвященных игре, каждый день появляются мегабайты мыслей, споров и, что греха таить, обычного сетевого троллинга.


Отсутствие существенной блогерской диаспоры EVE, на мой взгляд, объясняется кардинальными отличиями, лежащими в фундаменте двух современных подходов к созданию ММО. Если совсем упрощенно -- WoW-игроку намного проще вести блог, потому что он легко ловит фокус аудитории. Практически всей аудитории. Все находятся в общем информационном контексте, на одной контентной оси. В EVE один игрок может вообще не понять другого, если он начнет рассказывать о своей жизни. Поэтому дискуссии предметны, вопросы узко специализированы, даже троллинг сильно зависит от контекста. Хотя всем бы нам хотелось, чтобы его не было вовсе.

EVE-форум сильно напоминает сетевое сообщество какого-нибудь Бобруйска, в котором живут очень разные люди и они распределяются по интересам, предпочтениям, увлечениям. Сказать, что они играют в одну игру, намного сложнее, чем сказать то же самое, к примеру, об игроках в WoW. Но по этой же причине играть в EVE намного интереснее, чем о ней писать. Внешне молчаливая, холодная и неприступная, она в своих глубинах хранит огромное количество эмоций, увлеченности и страсти, способной разжечь не одно солнце.

16 коммент.:

Анонимный комментирует...

Попробую угадать. Пишет такую заметку - игра хороша, но я в нее играть не буду, потому что... :)

Сам в свое время пробовал играть. Не пошло почему-то. Не могу играть "кораблем".

Anton комментирует...

"Туториал занял 3 часа, то есть два игровых вечера" - как же это знакомо! У меня ещё надо добавить "растянутых на две недели" :)

Ат и Дек, спасибо за мысли и наблюдения.

Intent комментирует...

Последний конкурс, кстати: http://forum.eve-ru.com/index.php?showtopic=81419
Призовой фонд от игроков и ССР участвует с призами, арбитры довольно известны.

Atron комментирует...

О, спасибо, Аст! Я ж там давно не бывал. На ив-лит-ру заглянул в подраздел, погрустил еще, что после нашего ухода ничего не было, а оно оказывается вот как -- перешло на новый качественный уровень. Прекрасно.

Деквен комментирует...

2 beshere. Почему-то некоторые читатели после моего постинга решили, что я ухожу в EVE, хотя я даже в самом постинге писал, что если и уйду, то в SWTOR. Писать, я, конечно, буду, потому как могу сказать сразу - игра нравится. Больше чем EQ2 и RIFT. Я люблю космическую тематику и таблицы ))). Впрочем, посмотрим. Если SWTOR разочарует, то вполне реально, что EVE станет основной игрой.

Деквен комментирует...

---Отсутствие существенной блогерской диаспоры EVE, на мой взгляд, объясняется кардинальными отличиями, лежащими в фундаменте двух современных подходов к созданию ММО.---

Андрей, я опять с тобой не соглашусь. Дело не в играх, а в сообществе. С WoW-блогами в начале 2009-го, то там тоже все было очень плачевно. Если не считать сообщества в ЖЖ да форумных блогов, то отдельно стоящих, тематических площадок не было. Сначала был «вовопед»-Сепик, потом появился Кувалдычь, я и чуть позднее Пептар. И вот если вспомнить, что нам тогда говорили, можно понять, почему русскоязычных блогов по WoW не было. «Есть форумы, есть вики и вовхед, все уже сто раз обговорено, о чем вы будете писать, кому вы нужны?». Поэтому, не смотря на то, что наши люди играли еще с бета-теста, блогов не было. Люди привыкли общаться на форумах.

---Если совсем упрощенно -- WoW-игроку намного проще вести блог, потому что он легко ловит фокус аудитории. Практически всей аудитории. Все находятся в общем информационном контексте, на одной контентной оси. В EVE один игрок может вообще не понять другого, если он начнет рассказывать о своей жизни.---

Утверждение о «единой контекстной оси» я не разделяю. Аудитория игры ой как неоднородна. Начиная с того, что она «размазана» по нескольким сотням серверов и заканчивая тем, что стили игры различаются значительно. В детали вдаваться не буду, думаю, что все меня понимают. Просто представьте себе разговор хардкорщика, съевшего всех боссов, начиная с ванилы и нуба-казуала, который начал в «Катаклизме». Они друг друга не поймут.

ValeryVS комментирует...

А можно узнать, почему вы (каждый в частности и клан в целом) ушли из EVE? Была заметка на эту тему?

Intent комментирует...

Возможно, Дек, причина того, что ты не разделяешь слова Ата, проста. У тебя слишком мал опыт и знание игры Ив-онлайн. Ты хорошо знаешь ВОВ и можешь судить о нем. Но Ат, помимо ВОВ, 4 года играл в ИВ :)
Причем, как мне кажется, я не сильно ошибусь, если скажу, что более или менее глубоко, он знает, лишь процентов 20-30 возможностей Ив. (Как и я, впрочем). Но имеет представление о всех или почти всех. Посему может сравнивать и судить эти две игры. Хотя по мне, они не соизмеримы.
Наверное, мсм, в большей степени, здесь играет другой фактор. Просто в Ив на несколько порядков больше возможностей действия. Действие, в определенном смысле, противоположно разговору. Если у тебя есть возможность действовать, у тебя значительно меньше будет времени и желания говорить. Особенно говорить о действии, а не для действия. Зачем, если можно что-то делать? Если все же сравнить Ив и ВОВ, ВОВ можно представить, как поездку на авто по достопримечательностям. Мы лениво крутим баранку и обсуждаем виды за окном ;) А Ив - это совместный поход в лес, когда тяжелый рюкзак давит на спину, и ты, преодолевая себя, преодолеваешь километры. Нужно смотреть под ноги, чтоб не запнуться о корень, защищаться от веток, хлещущих по лицу. В общем, не до разговоров. И даже на привале: нужно набрать валежника, разжечь костер, наловить рыбы, сварить уху. :) И потом только, хлебая ее, с дымком, душистую и наваристую, расслабив ноющие мышцы, поговорить о том, куда пойдем дальше и что сделаем еще ;)

Gmugra комментирует...

Мы играли в EVE несколько лет. Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Я, например, три с половиной года. Фактически мы поиграли во всё что давала игра. В разное время мы жили в импе, червоточинах, лоусеках и нулях. Мы стоили капитальные корабли и владели десятками POS-oв. Занимались очень скилоёмкими исследованиями и производством. Копали лёд в Именсии и охотились на непись в дроновых регионах :). Корп флот имели в сотни кораблей и участвовали в большой нулевой политике, больших сражениях.

Поднадоело :)

Atron комментирует...

В большой политике мы все же не участвовали, Гму. Так, чуть-чуть касались очень издалека. :)

Я понял, что надо уходить из Евы, когда словил себя на том, что отмахнулся от сына, объясняя что-то "важное" какому-то постороннему молодому человеку, недавно вступившему со своей корпорацией в организованный нами альянс. И буквально в тот же день, глядя на то, как мой сын спит, так и не получив от меня ответ, я понял, что второго такого случая допускать не стоит. Идеальным отцом я все равно не стал, но устранил серьезный фактор, способный сделать меня хуже.

Это была высшая ступень геймплея. Она требовала слишком многого от меня лично. А возвращаться на несколько ступеней назад не хотелось, да и было бы предательством по отношению к тем, кто тратил не меньше сил на альянс. Поэтому дорога наверх -- это дорога в одну сторону, пожалуй. Пришлось выпрыгивать через эвакуационный люк. :) Но те четыре года -- это отличное время. Просто надо было слушать других, тех, кто предупреждал и был умнее меня. Но ведь тоже опыт. Верно?

Форн комментирует...

Присоединяюсь к вопросу ValeryVS.
Я люблю космическую тематику, люблю копаться в механике игры, искать нужную информацию, но не смог играть в EVE Online.

Gmugra комментирует...

EVE была и остается великолепной, уникальной игрой. И графически и технологически и многими геймплей особенностями CCP опережают всех на много лет. НО. Это песочница. Сложная, требующая серьезных усилий, чтобы просто разобраться. Без преувеличения, хардкорная во всех смыслах. И весьма не дружественная к одиночкам. В общем, массовый пользователь в такое не играет.

Деквен комментирует...

Тю ты е-мае, я вам про Фому, вы мне про Ерему… Ребята, вы же вроде умные люди, ну почему вы не воспринимаете то, что вам говорят? Игра и блог по игре это две разные вещи. Все зависит от выбранной темы и уровня автора. Профессиональный журналист или писатель может написать интересно О ЧЕМ УГОДНО и это будут читать разные люди.
С тематикой тоже все ясно.

Есть темы, которые будут интересны всем. Простой пример – недавно у меня в блоге давали ссылку на историю очередной евовской войны. Скинул себе на кпк и пока ехал домой в метро получил массу удовольствия от чтения этой драмы. Хотя о EVE я имею очень слабое представление. А что говорить о тех, кто в теме? И после этого вы рассуждаете о каких-то сферических «контекстных осях» в вакууме? Ну смешно, право. Есть масса тем, которые были бы интересны ВСЕМ игрокам EVE.

С другой стороны узкотематический блог не будет интересен. Например, мне не особо интересна Арена и блог какого-нибудь мегащемителя мне будет малоинтересен.

---ВОВ можно представить, как поездку на авто по достопримечательностям. Мы лениво крутим баранку и обсуждаем виды за окном ;)---

А это опять из оперы ВоВ недо-ММО? ))))

Atron комментирует...

Дек, не сердись. Я действительно считаю, что среда определяет модель поведения. То есть человек может быть один и тот же, но в разных условиях будет вести себя по-разному.

Да, ты, возможно, прав в том, что блоги в тот момент, когда мы играли, вообще были мало распространены. Но ведь твои читатели тебе говорили про "сейчас". То есть их и сейчас нет. И я в этом усматриваю зависимость от типа геймплея. Могу ошибаться, это просто догадка, мое субъективное предположение.

Общие темы у eve-игроков, безусловно, есть. Только они не уходят в плоскость блогерской рефлексии. Намного эффективнее с кем-то что-то обсуждать, взаимодействовать, строить тем самым связи. То есть говорить в контексте действия, как правильно подметил Интент. И да, игровое время тратится, в основном, на действие. Не в последнюю очередь потому, что слушают в EVE далеко не всех. Если Митанни или Туг напишут на самом дальнем заборе короткую фразу, об этом узнают. Если большой пост напишу я, это будет интересно очень маленькому проценту игроков. Социальная иерархия в действии. Но люди, управляющие альянсами, как правило, пишут очень немного. Им просто реально некогда. Как я говорил, увы, это тяжелая работа, а не игра.

>Есть темы, которые будут интересны всем. Простой пример – недавно у меня в блоге давали ссылку на историю очередной евовской войны. Скинул себе на кпк и пока ехал домой в метро получил массу удовольствия от чтения этой драмы. Хотя о EVE я имею очень слабое представление. А что говорить о тех, кто в теме?

Майндворк специально сильно адаптировал эту историю для внешнего читателя. Если бы он попытался ее показать на eve-ресурсе... ну, его бы там раскатали за те натяжки и обобщения, которые он допустил. Мы участвовали в описываемых событиях и некоторые моменты я знаю достаточно хорошо, чтобы улыбаться при прочтении авторской трактовки. Но у автора была своя цель, я это прекрасно понимаю. И в этом же контексте твои впечатления человека, который не ушел с головой в тот мир, будут интересны внешним по отношению к этому миру читателям. А вот когда и если ты погрузишься в игру... думаю, записей в блоге будет все меньше, они будут понятны и интересны все меньшему количеству людей. Но если ты этого не сделаешь, то останешься плавать на поверхности. Что будет уже неинтересно тебе, как умному человеку.

Allian комментирует...

Не знаю отчего по еве нет блогов... а точно нет? ;-)

Но блог и история очередной войны - это же разные стили. Сколько заняла та война? Больше года? Кто будет читать блог, в который постят ежегодно?

Анонимный комментирует...

>Майндворк специально сильно адаптировал эту историю для внешнего читателя. Если бы он попытался ее показать на eve-ресурсе... ну, его бы там раскатали за те натяжки и обобщения, которые он допустил

А на eve-ru.com его за это и раскатали. И правильно в-общем сделали, т.к. те натяжки и обобщения, которые он себе позволил, для журналиста - преступление.

Отправить комментарий